ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 15

Чёткое различение между оксфордскими и парижскими «Collationes» было проведено в конце 1920 г. К. Баличем, который на основании сличения всех известных ему рукописей сделал вывод, что из общего корпуса, насчитывающего 46 «Collationes», в Париже были созданы 19 «Collationes», тогда как остальные 27 «Collationes» с большой долей вероятности относятся к оксфордскому периоду жизни Иоанна Дунса Скота. В дальнейшем классификация К. Балича подвергалась незначительной корректировке Ф. Пельстером и Восом (у последнего общее число «вопросов» уменьшилось до 43 вследствие признания нескольких «вопросов» неподлинными). Из 19 «Парижских собеседований» «Collationes» 1–17 опубликовано в издании Л. Уоддинга, «Collationes» 18–19 опубликовано независимо друг от друга Харрисом и Баличем. Из 27 «Оксфордских собеседований», выделенных К. Баличем, 22 «вопроса» опубликовано Л. Уоддингом; один «вопрос» (20-е «Collatio» по общей нумерации К. Балича) опубликован Л. Уоддингом с незначительными искажениями в числе неподлинных «вопросов» «De formalitatibus» («О формальностях»); один «вопрос» опубликован независимо друг от друга Харрисом и Баличем; два «вопроса» опубликованы только Харрисом; один «вопрос» остаётся неизданным («Collatio» 43 по нумерации Балича, 23 по нумерации Пелстера; Вос, возможно по ошибке, поменял местами «вопросы» 23 и 21 в нумерации Пелстера). Хотя издания Л. Уоддинга и Харриса в большинстве случаев достаточно точно передают текст рукописей «Collationes», отсутствие современного критического издания затрудняет их изучение и более точное определение степени их важности для систематического анализа философских и богословских идей Иоанна Дунса Скота. 2. «Quaestiones quodlibetales» («Вопросы на произвольные темы»; также употребляется сокращённое название: «Quodlibet»). Это собрание «вопросов» содержит обработанные записи «вопросов», которые Иоанн Дунс Скот рассматривал в Париже как действующий «магистр теологии» (magister regens). По заключению исследователей послуживший источником для текста «Quodlibet» диспут состоялся в период между Великим постом 1305 г. и Великим постом 1307 г. Полное латинское название этого типа теологического диспута звучит как «disputatatio de quolibet a quolibet proposito» («диспут в отношении чего угодно (по вопросам), предложенным кем угодно»), что указывает на его структуру: в процессе диспута учитель должен был ответить на любые богословские вопросы участников диспута, разобрав их аргументацию и предложив собственное решение. В соответствии с этим диспут разделялся на две части: «impugnatio» («нападение»), т.е. постановка вопросов и выдвижение аргументации в пользу различных решений, осуществляемые оппонентами учителя, и «determinatio» («определение»), т.е. высказывание учителем своего авторитетного мнения, его обоснование и опровержение аргументов в пользу иных мнений. При этом признаком особого искусства учителя считалось умение соединить ответы на разнообразные вопросы в одно тематическое целое, показав тем самым связь между различными областями теологии. В дошедшем до нас тексте Иоанна Дунса Скота представлена только вторая часть диспута, т.е. ответы Иоанна Дунса Скота и обосновывающая их аргументация.

 



 
PR-CY.ru