ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 18

В архиве монастыря Дионисия сохранился интересный документ, в котором говорится о том, что продажа книг в 1654 г. в Россию была осуществлена афонскими монастырями без официального разрешения турецких властей. Этот документ был впервые издан в 1958 г. С. Кириакидисом по копии, переписанной для него библиотекарем монастыря Дионисия Евфимием. На связь афонского документа с поездкой за рукописями Арсения (Суханова) и с необходимостью отнесения его к 1654 г. указал сразу же вслед за публикацией Кириакидиса М. Ласкарис. Несколько подписей представителей афонских монастырей Хиландар, Ксенофонт, Зограф и монастыря св. Павла славянские. Арсений (Суханов) вывез из монастыря Дионисия 34 рукописи. В конце XIX в. 17 из них хранились в Патриаршей библиотеке в Москве: шесть рукописей X в., четыре – XI в., две – XII в., одна – XIII в., две – XIV в., одна – XV в., одна – XVII в. В настоящее время удалось выявить ещё некоторое число манускриптов, вывезенных Арсением (Сухановым). Таким образом, из 34 рукописей известно местонахождение 30. К началу XVIII в. относится краткое упоминание о книгохранилище монастыря Дионисия у Иоанна Комнина из Валахии, посетившего в 1700 г. Афон. Русский паломник Василий Григорьевич Григорович-Барский, приводя подробное описание книжного собрания, называет общее число рукописей – 1500. Особенно отмечает Псалтирь, приобретение которой монахи связывали с именем Алексея III Великого Комнина. Кроме того, В.Г. Григорович-Барский сообщает о грамоте Алексея Михайловича. Следующим по времени монастырь Дионисия посетил монах Саровской пустыни Игнатий (1767 г.). Его сведения скудны и не содержат новой информации. Следующий этап в изучении рукописного наследия монастыря Дионисия и других афонских книгохранилищ для русских исследователей начался с середины XIX в., после войн с Турцией, препятствовавших паломничеству. В 1844 г. монастырь Дионисия посетил иеромонах Серафим (Веснин), написавший по материалам поездки книгу «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской». Однако в просьбе осмотреть книгохранилище монастыря Дионисия Серафиму было отказано, поскольку, по словам настоятеля, он отдал неким русским драгоценную книгу в обмен на посулы богатого пожертвования, но помощи от русских монастырь не дождался. Вскоре после Серафима архимандриты Порфирий (Успенский), Антонин (Капустин) и др. начали систематическое изучение афонских библиотек и встречали в монастыре Дионисия радушный приём. В монастыре Дионисия побывал отечественный исследователь Виктор Иванович Григорович, который жил на Афоне с 24 сентября 1844 г. по 26 января 1845 г. За это время он просмотрел 445 славянских и 2,8 тыс. греческих рукописей. В дневниках В.И. Григорович рассказал, что в отсутствие игумена ему позволили побывать в библиотеке монастыря Дионисия, где он видел около 400 книг и 50 рукописей, в основном, богословских, ктиторский хрисовул Алексея III Комнина, славянских рукописей не видел. Вскоре после его отъезда на Афон прибыл архимандрит Порфирий (Успенский). Он, так же как Арсений (Суханов), вывез в Россию несколько рукописей из библиотеки монастыря Дионисия. Порфирий отобрал в этом монастыре ряд древних манускриптов для их дальнейшего изучения в России, которые после его смерти были переданы в императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, где и хранятся в настоящее время.

 



 
PR-CY.ru