ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 56

Такие поясные изображения помещены на валиках западных и южных врат Рождественского собора в Суздале (рубеж XII и XIII вв. или 1220 гг.), причём в обоих случаях образ Димитрия Солунского-воина сопоставлен с размещённой выше фигурой великомученика Георгия в мученических одеждах. В дальнейшем этот тип, как и аналогичные образы великомученика Георгия, использовался в новгородском искусстве – в изображениях на полях иконы «Спас на престоле» из собрания Александра Ивановича Анисимова (вторая половина XIII в., Третьяковская галерея) и иконы святителя Николая Чудотворца из Николо-Липенской церкви в Новгороде (1294 г., Новгородский музей-заповедник). Подобный извод, отчасти напоминающий «компромиссные» изображения святого, существовавшие в византийском искусстве XIII–XIV вв., очевидно, был параллелью русской иконографии князей-мучеников Бориса и Глеба, чьё почитание в Вышгороде издавна сопоставлялось с почитанием Димитрия Солунского в Фессалонике. Памятники XIV в. немногочисленны и разрозненны, хотя в этот период продолжали возводиться или перестраиваться храмы Димитрия Солунского (придел Успенского собора в Москве, церковь на Славкове ул. в Новгороде и др.), а имя святого по-прежнему входило в княжеский именослов. Изображения Димитрия Солунского встречаются в росписях новгородских храмов. В церкви Успения на Волотовом поле (1380 гг.) с Димитрием Солунским исследователи отождествляют фигуру святого воина на южной арке под хорами; предполагают, что Димитрий Солунский изображён и на южной стене церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью (последняя треть XIV в.). В состав росписи церкви Спаса на Ковалёве (1380 г.) входил образ Димитрия Солунского, сидящего на престоле перед стенами Фессалоники (композиция, отражающая фессалоникийскую традицию). Судя по иконографическим признакам, тот же святой (исследователи не исключают, что это великомученик Георгий) представлен в донаторской композиции в росписи церкви в честь Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова (конец XIV в., Государственный Эрмитаж): святой воин в молении Христу, за ним – князь или посадник. Характерный для палеологовского искусства образ Димитрия Солунского-воина нашёл отражение и в русской пластике, например, на иконке XIII–XIV вв. (Исторический музей) – в рост; в изображении на обороте иконки Святой Троицы из собрания Ильи Семёновича Остроухова (рубеж XIII и XIV вв., Третьяковская галерея) – в рост, между святителями Николаем Чудотворцем и Василием Великим; на каменной иконке из Владимира (конец XIV в., Музеи Московского Кремля) – поясное изображение, с воздетым мечом в правой руке, на обороте – великомученик Георгий. По мнению Анны Вадимовны Рындиной, изображением Димитрия Солунского является плохо сохранившаяся резная фигура святого воина рубежа XIV и XV вв. (Музеи Московского Кремля), обнаруженная в 1918 г. на чердаке синодальной конторы; она же предполагает, что образ происходит из Димитриевского придела Успенского собора Московского Кремля (по мнению других исследователей, это изображение великомученика Георгия).

 



 
PR-CY.ru