ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 53

Он входил в серию рельефных изображений святых воинов-всадников, возможно, украшавших фасады утраченного храма: фигуры двух едущих навстречу друг другу всадников, один из которых поражает копьём воина в доспехах, а другой воздевает правую руку. Хотя определение этих изображений, не имеющих надписей, вызывает споры, один из всадников, воин с усами, может быть Димитрием Солунским (справа), а второй, скорее всего, Нестор, побивающий Лия. Предположение Алексея Ивановича Некрасова (1885–1950 гг.), поддержанное Галиной Васильевной Сидоренко, что правый всадник – князь Изяслав, изображённый вместе со своим святым патроном, выглядит малоубедительным. Раннее почитание Димитрия Солунского в Киеве, поддерживавшееся в семье князя Изяслава, отражает ещё один значительный памятник – мозаичный образ святого 1108–1113 гг., находившийся на южной лопатке северо-восточного столпа Михайловского собора Златоверхого монастыря (ныне в Третьяковской галерее). Фигура Димитрия Солунского, обращённая к алтарю, располагалась в том же регистре, что и композиция «Евхаристия», напротив изображения архидиакона Стефана. Из необычного размещения фигуры воина в алтарной зоне, напротив хор, некоторые исследователи сделали вывод о том, что Димитрий Солунский представлен как тезоименитый святой князя Изяслава – отца строителя Михайловского собора князя Святополка. Виктор Никитич Лазарев (1897–1976 гг.) сопоставил киевскую мозаику с изображением того же святого в алтарном пространстве собора в Чефалу (Сицилия), однако аналогия не всем кажется убедительной, т.к. программа мозаик сицилийского храма не соответствует византийской традиции. Исследователи не исключают, что важное для киевских князей патрональное значение образа сочеталось с его осмыслением в контексте Крестной жертвы и подражания мучеников Христу. Мозаика Михайловского собора является ранним примером размещения фигур святых воинов на храмовых столпах. Атрибуты Димитрия Солунского (копьё в правой руке, в левой – щит, на который святой опирается) типичны для произведений средневизантийского периода; тип сурового лика с короткой бородкой и тонкими усами относится к варианту, известному в византийском искусстве и, видимо, ставшему на Руси традиционным. Изображения Димитрия Солунского могли существовать и в других храмах домонгольского времени (Спасский собор Мирожского монастыря, церковь Спаса на Нередице), но были утрачены или пока не выявлены. Некоторое представление о русской иконографии той эпохи могут дать резные каменные иконки, где преобладает образ воина: изображение с копьём и мечом на овальной иконке рубежа XII и XIII вв. (Новгородский объединённый музей-заповедник); изображение в рост на иконке того же времени (Музей в Каменце-Подольском, Украина), где традиционная иконография святого, опирающегося на щит и держащего копьё, дополнена фигурами двух ангелов, один из которых подносит святому меч, а другой протягивает руки к нимбу (очевидно, в прототипе этого произведения второй ангел держал мученический венец). Иконка из Каменца-Подольского, прославляющая Димитрия Солунского как мученика и Христова воина, вероятно, восходит к иконе, созданной по княжескому заказу.

 



 
PR-CY.ru