ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 54

К типу воина (с копьём и щитом) относится рельефная фигура святого в аркатурно-колончатом поясе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230 гг.). Редкие примеры образа Димитрия Солунского-мученика, который в домонгольское время, очевидно, применялся, в основном, при украшении иконных окладов и предметов богослужебной утвари, – фигура на чеканном окладе иконы апостолов Петра и Павла из новгородского Софийского собора (вторая половина XI в., Новгородский объединённый музей-заповедник) и эмалевая дробница оклада Мстиславова Евангелия XII в. (Исторический музей; на парной дробнице – образ великомученика Георгия). Существуют свидетельства того, что в XII–XIII вв. на Руси были широко известны отвечавшие княжеской идеологии изображения Димитрия Солунского-воина на престоле. В их распространении, очевидно, особую роль сыграл Владимирский великий князь Всеволод Большое Гнездо, в крещении носивший имя Димитрий. Со временем его правления традиционно связывают происходящую из Успенского собора в Дмитрове икону (начало XIII в., Третьяковская галерея), на которой святой представлен восседающим на престоле и вынимающим меч из ножен; в левом верхнем углу – благословляющий Христос, в правом – летящий ангел с мученическим венцом (существующее изображение ангела относится к первой половине XVI в., но, видимо, повторяет первоначальное). Суровый облик святого (средовек, с усами и бородой) и внушительность его жестов вносят в произведение оттенок особой торжественности, вероятно, отвечавшей условиям княжеского заказа. Исследователи не исключают, что к тому же изводу принадлежал образ Димитрия Солунского из Димитриевского придела московского Успенского собора, известный по описи начала XVII в. («Образ Дмитрея Селунского в киоте, обложен серебром… а венец у Дмитрея Селунскаго да у Архангела и оплечье и подпись серебрены резные с чернью… А нет на том образе… у Спасова образа венца серебряного…»). Эта икона, дата создания которой неизвестна, как и икона XVI в. под записью начала XVIII в. из Великого Устюга (Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), служит косвенным свидетельством распространения типа Димитрия Солунского на престоле в искусстве Северо-Восточной Руси домонгольского и послемонгольского времени. Упрощённый вариант данного типа представлен также каменной иконкой XII в. (Исторический музей). Тема наполовину извлечённого из ножен меча нашла отражение и в произведениях с изображением стоящего Димитрия Солунского, также связанных с Владимиро-Суздальским княжеством. Это печати, которые Валентин Лаврентьевич Янин (род. в 1929 г.) приписывает князю Всеволоду-Димитрию (1212–1238 гг.) – сыну великого князя Георгия Всеволодовича (М.В. Седова считает их печатями великого князя Всеволода Большое Гнездо). К ним примыкает икона XIII–XIV вв. (с живописью XVII–XIX вв.) из Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ныне в музее Андрея Рублёва), на которой святой обеими руками держит меч. Эти произведения принадлежат к иконографической традиции, известной в византийском искусстве XI–XII вв.

 



 
PR-CY.ru