ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 52

В более позднее время сюжет трактовался в историческом духе: святого пронзает копьями группа воинов, в состав композиции могли включаться фигуры мученика Луппа и ангела с венцом: росписи 1310 гг. в церкви св. Апостолов в Фессалонике и середины XIV в. в парекклисионе Димитрия Солунского в монастыре Ксенофонт; упрощённый вариант – на выпущенном в Фессалонике медном ассарии Иоанна V (около 1365–1376 гг.); по мнению Ксингопулоса, подобная композиция описана в экфрасисе Иоанна или Марка Евгеника. Обычно сцена убиения святого входит в состав житийных или минейных циклов. Однако известны и отдельные иконы на этот сюжет, относящиеся, в основном, к поствизантийской эпохе (критские иконы XV–XVII вв. в монастыре великомученицы Екатерины на Синае, в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и в Музее Бенаки в Афинах); та же сцена, вероятно, под влиянием житийных икон, помещена на нижнем поле серебряного оклада иконы Димитрия Солунского на троне из монастыря преподобного Дионисия на Афоне (первая половина XV в.). Фрагмент изображения Димитрия Солунского в темнице (сцены убиения?), относящийся к XII в. (?), сохранился в крипте базилики святого в Фессалонике, отождествлявшейся с местом его заключения. В XVII–XVIII вв. создавались и отдельные иконы Димитрия Солунского в темнице, благословляющего мученика Нестора на бой с гладиатором Лием (иконы XVII в. из Протата и XVIII в. из церкви Неа-Панагия в Фессалонике). Редким примером отдельной иконы со сценой погребения Димитрия Солунского является образ XVI в. из собрания Греческого института в Венеции, принадлежащий к числу распространённых в эту эпоху композиций, изображающих погребение святых с участием сонма духовенства и певцов на фоне храма. Иконография Димитрия Солунского на Руси имела широкое распространение. Её особенности заключались в неравномерности развития и отсутствии ряда популярных в Византии и на Балканах иконографических вариантов и в появлении мотивов, неизвестных византийскому искусству. Древнейшие примеры изображений святого, относящиеся к XI–XII вв., как правило, принадлежат к типу Димитрия Солунского-воина, что, очевидно, было связано с его особым почитанием князьями из дома Рюриковичей и их окружением. Самое раннее изображение Димитрия Солунского – роспись на одном из столпов собора Святой Софии в Киеве (1040 гг.): несмотря на отсутствие надписи, на это указывают иконографические признаки святого, который представлен зрелым мужем с небольшими усами. Распространение этого извода в искусстве домонгольского периода может быть связано с почитанием Димитрия Солунского как святого воина, а также как тезоименитого святого ряда князей, в частности, сына князя Ярослава Мудрого Изяслава (Димитрия). Этот князь, по-видимому, способствовал становлению почитания Димитрия Солунского: в 1060 гг. им был построен один из первых известных на Руси храмов во имя святого – собор Димитриевского монастыря в Киеве, который мог иметь почитаемый храмовый образ и, вероятно, росписи с циклом «Жития Димитрия Солунского». Почитание Димитрия Солунского князем Изяславом нашло отражение в иконографии его печатей (с погрудным изображением святого в виде воина), а также, вероятно, в шиферном рельефе второй половины XI в., найденном на территории Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru