ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 51

Помещённая на нижнем поле иконы из монастыря Каракал сцена убиения Димитрия Солунского выделена фланкирующими её фигурами огненных шестокрылов. Раму рельефной иконы великомучеников Георгия и Димитрия Солунского из Созополя (XVI в.) отличает совмещение сходных эпизодов «Житий» двух святых: во втором и третьем клеймах Георгий и Димитрий Солунский изображены вместе, сидящими в тюрьме и предстоящими императору (эта особенность, очевидно, обусловлена двойным изображением этих святых в более раннем среднике). В остальных поствизантийских циклах, относящихся в основном к XVIII–XIX вв. и известных как в иконописи, так и в монументальной живописи, больше внимания уделяется посмертным чудесам Димитрия Солунского, таким как избавление епископа Киприана, спасение Фессалоники от врагов и от голода, явление огня у гроба святого, исцеления, «бегство» святого из Фессалоники после взятия города норманнами в 1185 г. и т.д. Они входят в состав циклов на иконах XVIII в. (13 сцен) из церкви великомученика Георгия близ Фиери (Институт памятников культуры в Тиране, Албания) и 1800 г. (14 сцен) из монастыря Филофея на Афоне (в обоих случаях средником служит изображение чуда с Калояном, дополненное фигурой епископа, сидящего позади Димитрия Солунского). На чеканных серебряных пластинах XVIII в., составлявших оклад иконы Димитрия Солунского (Византийский музей в Афинах), 11 из 13 сцен отведены подвигам Димитрия Солунского и мученика Нестора (в том числе редкому сюжету с казнью мученика Луппа), а остальные – чуду с епископом Киприаном. Известны также житийная икона рубежа XVII и XVIII вв. из села Бобошева в Болгарии с изображением Димитрия Солунского, попирающего скорпиона, в среднике и 12 сценами, включающими парные изображения чудес Димитрия Солунского и великомученика Георгия (крипта храма св. Александра Невского, София), и ряд циклов в монументальной живописи афонских монастырей: в парекклисионе Димитрия Солунского в монастыре Хиландар (15 сцен, 1779 г.; пострадал при пожаре 2004 г.), в парекклисионе Димитрия Солунского в монастыре Зограф (9 сцен, конец XVIII в.) и в кладбищенском храме монастыря Ставроникита (1789 г.). В византийском искусстве достаточно рано самостоятельное значение приобрела сцена убиения Димитрия Солунского – изображение воина (воинов), который пронзает его копьём в темнице. Уже в средневизантийский период эта сцена встречается в составе циклов минологиев, отмечая день памяти святого (например, на миниатюре из Минология Василия II (976–1025 гг.) представлен воин, пронзающий отшатнувшегося Димитрия Солунского, на миниатюре из Минология середины XI в. (одиночное изображение святого) и на минейной иконе XII в. на сентябрь, октябрь и ноябрь из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Последняя композиция имеет во многом символический характер: в роли убийцы святого, восседающего на престоле, изображён чёрный «эфиоп».

 



 
PR-CY.ru