Словарь по христианству Б БРЕСТСКАЯ УНИЯ - Страница 2

БРЕСТСКАЯ УНИЯ - Страница 2

В то время как в Галичине православному русскому (русинскому) населению приходилось испытывать серьёзное давление со стороны польского католического большинства, на территории Великого княжества Литовского и в первой половине XVI в. соблюдалось формальное равенство прав церквей и национальностей. Тем не менее, учитывая приоритет польской короны и католической веры, процесс полонизации общества и обращения его в католичество был неизбежным. Если до Кревской унии 1385 г. жители северо-западной части Великого княжества Литовского придерживались традиционного язычества, а население западнорусских земель было крещено в православие ещё в период Киевской Руси, то с подписанием Кревской унии началось активное распространение католичества. В 1385 г. великий князь Ягайло (1386–1434 гг.) сам принял католичество, женился на наследнице польского престола Ядвиге (1382–1386 гг.), дочери Людовика Венгерского (1370–1382 гг.), и стал королём Польши, а в 1387 г. официально крестил Литву; язычников прямо обращали в католичество. Что же касается православных, то от них требовали только признания власти папы Римского, не определяя наперёд, в чём будет заключаться их подчинение папскому престолу. Литовским и русским боярам, принявшим католичество, давалась привилегия владеть землёй без ограничений со стороны князей (шляхетское достоинство по польскому образцу). Таким образом, мысль об унии православной церкви с католической была высказана в Литве задолго до принятия Флорентийской унии. Главным препятствием было то, что западнорусская церковь подчинялась Московскому митрополиту, который всегда был ревностным противником даже сближения с католической церковью и папским престолом. Когда в 1439 г. была заключена Флорентийская уния, в Литве её признали, уравняв права католического и православного духовенства. Поначалу это не имело большого значения, поскольку Московский митрополит Исидор (около 1380/1390–1463 гг.), способствовавший принятию Флорентийской унии, после возвращения в Москву был лишён сана и смещён. Однако в 1458 г., при польском короле и великом князе литовском Казимире IV (1447–1492 гг.), в Киеве, несмотря на протесты московского князя Василия II (1432–1446 гг.) и наречённого с 1442/1443 г. Московского митрополита Ионы, была образована митрополия в составе Константинопольской православной церкви, независимая от Московской митрополии. Уже во второй половине XV в. для обращения православных в католичество на западнорусских землях был основан ряд бернардинских монастырей. Часть русской знати переходила в католическую веру через браки с католическими фамилиями. Территории православных епархий покрывались поместьями дворян-католиков, а король, ускоряя этот процесс, изымал части православных епархиальных территорий, население которых переходило в католичество, передавая их в управление католическим епископам. Киевскими, Галицкими и всея Руси в XVI в. митрополитами становились шляхтичи – семейные, богатые люди, более заботящиеся не о христианском просвещении паствы и соблюдении церковных канонов, а о благосостоянии своих владений. И всё же к этому времени большая доля западнорусской знати принадлежала пока к православной церкви. За ней числилось пятьдесят монастырей, двадцать храмов в столице Вильне и окрестностях, двенадцать в Пинске, восемь в Овруче, семь в Полоцке, не считая монастырских. Β Гродно было шесть православных храмов, во Львове – девять. При Сигизмунде II Августе (1548–1572 гг.) в Польшу, а затем и в Литву стал проникать протестантизм. Король покровительствовал протестантам и, будучи вообще человеком веротерпимым, не отказывал в своей защите и православным. Только в конце своего царствования он стал подпадать под влияние католиков, в особенности папского нунция (посланника) Коммердони. В 1564 г. епископ-кардинал Станислав Гозий (1504–1579 гг.) призвал в Польшу иезуитов. Люблинская уния 1569 г., окончательно упразднившая самостоятельность Литовского княжества и подчинившая Литву влиянию Польши, ускорила процесс полонизации и латинизации русской знати. Это лишало православную церковь материальной поддержки; ведь именно князья и знатные роды строили храмы и открывали при них школы. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками.

 



 
PR-CY.ru