БРЕСТСКАЯ УНИЯ - Страница 10

После этого католические и униатские епископы вместе отправились в католический храм для пения «Te Deum». После молебна было произнесено отлучение от церкви на Львовского епископа Гедеона (Балабана), Перемышльского епископа Михаила (Копыстенского), на Киево-Печерского архимандрита Никифора Тура, всего на девять архимандритов и шестнадцать протопопов поимённо и в общей форме на всё духовенство, не принявшее унии. На следующий день это отлучение было обнародовано, а королю была направлена просьба: на место отлучённых назначить всюду лиц, принявших унию. На православном Соборе 9 октября под председательством Никифора состоялся суд над Митрополитом и епископами-отступниками за то, что они нарушили архиерейскую клятву верности патриарху и православной вере, пренебрегли правами Константинопольского патриарха в его пределах по постановлению древних соборов, самовольно, без участия патриарха и Вселенского собора, дерзнули решить вопрос соединения церквей и, наконец, пренебрегли троекратным вызовом их на объяснение пред патриаршими экзархами и Собором. После признания всех обвинений доказанными, экзарх Никифор от лица Собора объявил епископов-отступников лишёнными священного сана. Участники Собора из числа мирян дали торжественный обет не повиноваться епископам-униатам. Решения униатского Собора были утверждены на государственном уровне королевским универсалом от 15 октября 1596 г., которым были отлучены от церкви два оставшихся в православии епископа – Львовский Гедеон и Перемышльский Михаил. В ответ православные, выбирая делегатов на Варшавский сейм 1597 г., дали им поручение выдвинуть, при поддержке протестантов, встречное требование о лишении мест архиереев, принявших унию. Так было положено двухвековой борьбе православных, в союзе с другими диссидентами Речи Посполитой, за свободу своего вероисповедания. Эта борьба была трудной и не рассчитанной на успех, поскольку решения в сейме, согласно конституционному закону, принимались лишь в случае единогласного одобрения всем депутатским корпусом в 300 человек. B вопросах вероисповедания такое единодушие никогда не могло быть достигнуто, поэтому всё оставалось по-старому, но, с другой стороны, это давало возможность диссидентам срывать предложения партии католиков. К противникам унии с Римом в то время принадлежало очевидное большинство и священнослужителей, и паствы. Однако государственная власть взяла инициаторов унии под свою защиту и впоследствии сыграла важную роль в обострении конфликта вокруг заключения унии, который первоначально имел лишь внутриобщинный характер и касался лишь религиозной жизни православных Киевской митрополии. В декабре 1596 г. король Сигизмунд III потребовал от своих подданных не признавать Гедеона (Балабана) и Михаила (Копыстенского) епископами и избегать общения с ними, а всем представителям власти на местах было предписано преследовать тех, кто будет выступать против унии. В начале 1597 г. председательствовавший на православном Соборе экзарх Никифор был обвинён в шпионаже в пользу Турции и в пользу Москвы, осуждён и заключён в Мариенбургскую крепость, где вскоре умер от голода. Кириллу Лукарису (второму патриаршему экзарху, участвовавшему в работе православного собора), к счастью, удалось спастись бегством. В дальнейшем государственная власть последовательно исходила из того, что единственной законной церковью для православного населения Речи Посполитой является униатская, и для достижения этой цели не останавливалась ни перед какими мерами давления и принуждения: храмы, в которых служили священники, не принявшие унии, закрывались, сами священники лишались приходов, а богослужения разрешалось проводить лишь священникам-униатам. Православные мещане не допускались в состав городских магистратов, а ремесленники исключались из цехов. Униатское духовенство активно побуждало власть к проведению такой политики, а католическая церковь поддерживала её своим духовным авторитетом. Вмешательство государственной власти привело к тому, что религиозный конфликт стал приобретать характер политического столкновения между государством и православным населением Речи Посполитой, которое воспринимало действия власти как посягательство на традиционное право свободно исповедовать свою религию.

 



 
PR-CY.ru