БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 17

В латинском обряде, где Мария имеет иную, чем в православии титулатуру («Regina» – «Царица», «Stella maris» – «Звезда моря» и др.), читаемая в «Последовании Часов» евангелическая песнь Марии «Величит душа моя Господа…» («Магнификат») с V в. стала венчать Вечерню, но особую роль играет знаменитое «Ave Maria» (или «Богородица, Дево, радуйся»), которая состоит из двух частей. Древнейшая часть повторяет приветственные слова Архангела, возвестившего Марии, что она станет матерью Спасителя (отсюда её другое название – «Ангельское приветствие»), и слова, обращённые им к Её сестре Елизавете. Вторая часть, добавленная церковью, датируется XII в. Весь текст в целом утвержден папой Пием V (1566–1572 гг.): «Радуйся, Мария, благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь». Помимо прочего, антифоны «Hodie» были предписаны для Вознесения и, в позднейшее время, на Непорочное Зачатие. В обновлённом после второго Ватиканского Собора (1962–1964 гг.) богослужении последний антифон был изменён. Другая ежедневная молитва римского «Последования Часов» – это завершающие антифоны, посвящённые Марии. Они возникли в основном в XI и XII вв., а в XIII в. стали неизменным завершением всех Часов (со временем они были разделены в зависимости от литургического времени года). Существуют богородичные антифоны «Alma Redemptoris Mater» («Благая Матерь Искупителя»), «Ave Regina coelorum» («Радуйся, Царица Небес»), «Regina coeli» («Царица Небесная»), «Salve Regina» («Славься Царица») и древний антифон «Sub tuum praesidium» («Под Твою защиту»). В евхаристической литургии Мария почитается, прежде всего, как давшая Иисусу человеческое тело, что было выражено в средневековом гимне: «Ave rerum Corpus, natum de Maria Virgine…» («Радуйся истинное Тело, рождённое от Марии Девы…»). 15 августа 1986 г. было издано и провозглашено в Риме «Собрание месс о Пресвятой Деве Марии» («Collectio missarum de Beata Maria Virgine»). Эта единственная в своём роде публикация содержала 46 чинопоследований литургии о Марии, в которых даны разнообразные формы Её почитания. В литургическом календаре Западно-сирийской церкви особую роль занимают Христос и тайны церкви и святых, поэтому Богородица почитается в этой тройной перспективе. Практически тождественны с праздниками Восточно-сирийской церкви и древнейшие праздники. В отдельные воскресенья вспоминаются Благовещение, посещение святой Елизаветы и благовещение святому Иосифу. Богородичные тексты Западно-сирийской церкви основаны, главным образом, на поэзии Ниневийского епископа Исаака Сирина (вторая половина VII в.) и Иакова Серугского, от которых много заимствовала и Русская церковь. Есть ещё три праздника, отмечающиеся как в Западно-сирийской, так и в Восточно-сирийской церкви. Так, 15 января празднуется день «Владычицы нашей семянной», в которой Богородица сравнивается с «благословенным полем, из которого произрос колос благословения (Христос), насыщающий алчущий мир», а 15 мая отмечается праздник «Нашей Владычицы колосьев». В литургии в этот день Богоматерь также сравнивается с полем, дающим «Хлеб жизни». 15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную». В этот же день подчёркивается прославление Богородицы в тайне Вознесения, что Её смерть была блаженной. Торжества сугубо Западно-сирийской церкви – это два «Праздника поздравлений» с Рождеством Сына, дата которых, правда, такая же, как и в Восточно-сирийской церкви – 26 декабря, и с его Воскресением. Другой богородичный день отмечается 15 июня – тогда вспоминается освящение первого храма в честь Пресвятой Девы, но сирийские литургические календари не уточняют названия этой церкви. У коптов почитание Марии уходит корнями в позднюю античность. Один из первых храмов в честь Богородицы был построен именно в Александрии, и особую роль в распространении марианского культа сыграл александрийский патриарх Кирилл Великий (412–444 гг.). Копты считают, что из всех земель Богородица особенно возлюбила Египет, потому что (согласно традиции) именно здесь Святое Семейство нашло прибежище во время гонения царя Ирода.

 



 
PR-CY.ru