БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 13

Византийский император Лев VI Философ (886–912 гг.) так говорил в своём слове на Успение Пресвятой Богородицы: «Кто может представить себе, какой славы сподобилась Она ныне от Сына своего? Разных святых Бог по-разному увенчивает славой, по слову апостола, «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца…, и славу луны, и славу звёзд… Она имеет венец лучший, нежели все святые девы, потому что своей чистотой Она превзошла ангелов… Она имеет венец мучеников: стоя у креста…, Она пострадала больше всех мучеников… Она имеет венец пророков, потому что воистину предрекла, что ублажать Её будут все роды (ср. Лк. 1:48). Она имеет венец евангелистов, потому что Она есть как бы книга ипостасного Слова. Она имеет венец апостолов: если апостол хвалится: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9:1), то кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников, ибо твёрдо исповедовала «Величит душа Моя Господа… сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1:46–49). Она имеет венец смиренных, потому что сказала о Себе: «Призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1:48). Она имеет венец преподобных: Успение Её перед Господом удостоилось большей славы, чем смерть всех преподобных. Она имеет венец постников, потому что подчинила тело духу своему. Она имеет венец милостивых: Святая Церковь молит Её как источник милостей: «Милосердия двери отверзи нам!» Она имеет венец бессребреников, ибо родила Того, Кто дал силу исцеления и сказал: «Давайте и дастся вам» (Лк. 6:38), и Сама подаёт благодать просящим. Она, наконец, имеет больший венец, чем все святые, потому что все святые стоят перед престолом Божьим со страхом, а Она – с материнским дерзновением, ибо многого может добиться молитва Матери, обращённая к милосердию Владыки». Её почитание начали ещё апостолы. Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Деве Марии, являются две фрески II и III вв., находящиеся в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований (фрески Киметерия Присциллы, «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», «Поклонение волхвов» и др.). Эти фрески и изображения носят ещё античный характер: черты аскетизма в них отсутствуют, подчёркнута сила и значительность материнского тела, особо выделены и подчёркнуты выразительные чёрные глаза. Догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось постепенно, как это было и с другими догматами. В число наиболее известных писателей и Отцов церкви, говоривших о Деве Марии, входят Тертуллиан, свв. Иларий Пиктавийский, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин (Августин Блаженный), Григорий Великий, Пётр Хризолог и Ильдефонс Толедский. Их творения сильно повлияли на формирование богослужения, а некоторые гимны (например, свв. Амвросия или Венанция Фортуната), а также анафоры и поныне являются одними из наиболее красивых текстов латинского богослужения. Православное почитание Богородицы берёт своё начало от Её византийского культа, средоточием которого был Константинополь. Учение православной церкви о Деве Марии заключает в себе следующие основные положения: Пресвятая Дева есть в собственном смысле слова Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица Приснодева, т.е. до Рождества, при Рождестве и после Рождества Господа – Дева; Высшая из всех небесных сил и святых; Первая заступница и помощница перед Богом. Утверждение, что Мария – Приснодева, т.е. Богородица оставалась девственницей до, в момент и после рождения Иисуса, что других детей у Неё не было, стало в христианской церкви общепризнанным с IV в. Формулировка этого тезиса была ответной реакцией на ересь ариан-антидикомарианитов (противников Марии), полагавших, что у Неё, помимо Иисуса, были дети от Иосифа, зачатые естественным путём (см. Арианство). Интерес к персоне Богородицы возрос в период христологических споров (см. Христология). Когда шли споры об ипостаси Иисуса Христа, некоторые мнения заставляли церковных учителей точнее и определённее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери.

 



 
PR-CY.ru