БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 16

Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей (или Привратницей), а от имени обители (Иверский монастырь) она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте, непосредственно над входом, однако позднее для неё был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она пребывает и сегодня. В XVI в. икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров, который оставляет открытым только лики Богородицы и Младенца. Культ Марии («Царицы Небесной», «Заступницы» и т.п.) популярен и в православии, и в католицизме. На Западе культ Девы Марии известен со временя раннего христианства, начиная с древнейшего изображения Мадонны с Младенцем на стене арколосия в катакомбах Присциллы в Риме (III в.). Он включает почитание Её в качестве Богородицы, обращение с мольбой к Ней как могущественной заступнице перед Сыном и подражание Ей, т.к. Её жизнь, «исполненная благодати», является образцом для христиан. В западнохристианский лексикон термин «Богородица» вошёл позднее – выражение «Mater Dei» впервые встречается в сочинениях Амвросия Медиоланского (334/340–397 гг.). Важным событием для развития почитания Богородицы на Западе был Эфесский собор 431 г. и его постановление о богоматеринстве Марии. Сразу после Собора папа Сикст III (432–440 гг.) посвятил Марии римскую базилику на Эсквилинском холме (позже этот храм стал называться «Блаженной Девы Марии Великой»). Но особую интенсивность культ Девы Марии приобрёл в XIX и XX вв. Католическая мариологическая догматика отличается от православной, поскольку в католицизме приняты догматы, отвергаемые православием. Первый догмат – о непорочном зачатии Девы Марии – провозглашён папой Пием IX (1846– 1878 гг.) в 1854 г. Его смысл в том, что Богородица была зачата своими родителями Иоакимом и Анной естественным образом, но уже в момент своего зачатия в чреве Анны особой благодатью Божьей она была освобождена от причастности первородному греху в силу особого земного предназначения (в 1942 г. была выпущена энциклика папы Пия XII (1939–1958 гг.) «Безгрешное сердце Марии»). Второй догмат – о телесном вознесении Девы Марии на небо (assumptio) – провозглашён папой Пием XII в 1950 г. Этот догмат является логическим продолжением предыдущего: если Богородица не была подвержена влиянию первородного греха, была нравственно совершенна и праведна, то Ей по благодати Божьей присущи святость и бессмертие (1954-й год праздновался католиками как богородичный). Абсолютизация этих догматов привела к возникновению в католической теологии трактовки Богородицы как соискупительницы рода человеческого. В литургии культ Девы Марии сфокусирован в проскомидии. Образ Богородицы – один из самых распространённых в христианской гимнографии, а его важнейшие тексты находятся в анафоре. Древнейшим памятником богослужебного произведения является римское свидетельство 215 г. «Апостольское Предание», в котором содержится текст очень древней «Анафоры пресвитера Ипполита», использовавшейся в Риме. В ней во время благодарения Мария упоминается дважды как матерь Спасителя, а при торжественном каждении поётся «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии Иоанна Златоуста это песнь «Достойно есть» («Аксион эстин»), а в литургии Василия Великого – «О Тебе радуется» («Эпи си хари»). Ежедневно на вечерне читаются два Богородичных тропаря: «Под Твою милость» и «Богородице Дево». Кроме того, Богородице посвящено множество акафистов и гимнов (например, широко известный гимн «Агни Парфене»), а также не используемые в храмовом богослужении канты и колядки. В седмичном круге богослужения среда, пятница и воскресенье особо посвящены Богородице. Хотя византийская церковь не отмечала день Скорбящей Божьей Матери, в Страстную пятницу на малом повечерии отправлялось песнопение, составленное в X в. Симеоном Метафрастом, служившим логофетом при дворе императора Константина VII (913–959 гг.); оно называется «крестобогородичным», или «Плач Пресвятой Богородицы» («ставротеотокион»).

 



 
PR-CY.ru