БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 12

Церковное предание, основываясь на апостольских Деяниях, считает, что Богородица после Вознесения оставалась в Иерусалиме вместе с другими учениками Христа, ожидая обещанного им схождения Святого Духа: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми жёнами и Марией, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, часть из которых относятся к глубокой древности и (во всяком случае) отражают веру христианского общества с древних времён. Церковный историк, монах Софийского монастыря в Константинополе Никифор Каллист Ксанфопул (ум. около 1350 г.) сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы: «Она была среднего или несколько выше среднего роста; волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные». Он пишет, что в беседе с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Во всех Её действиях обнаруживалась особая благодать. В одежде Богородица довольствовалась естественным цветом ткани. Как замечает епископ Неокесарии Понтийской Григорий Чудотворец (около 213 – после 270 гг.), в Пречистой Деве изумляла не только Её непорочная и чистая телесная красота, но и совершенство Её души: «Её одежда была скромной, чуждой роскоши, поступь степенная, твёрдая, взгляд строгий, но приятный, речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца». Её разум – пишет он, – был подчинён лишь Богу и устремлён к Нему. Она испытывала ненависть только к греху и виновнику его. Все Её помышления были душеполезными, свободными от всего лишнего и пагубного для души. Её очи были всегда обращены к Господу, уши настроены слушать слово Божье, уста прославляли Господа и рассуждали о слове Божьем, Её сердце было чистым и непорочным. «Вся Она – чертог Духа, град Бога Живого». Дионисий Ареопагит, который, согласно церковному преданию, был учеником апостола Павла (Деян. 17:34), посланный апостолом и будущим римским епископом Климентом I (88/90–97/99 гг.) на проповедь в Галлию, где и погиб около 96 г., сподобился видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство. Он так описывает свои чувства при этом свидании: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет, и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни моё тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы. Моё сердце изнемогло, мой дух изнемог от Её славы и божественной благодати! Человеческий разум не может представить себе никакой славы и чести превыше того блаженства, которое я, недостойный, тогда вкусил» (согласно преданию, Дионисий в 57 г. присутствовал при погребении Девы Марии в Иерусалиме). Амвросий Медиоланский (около 340 – 397 гг.) говорил: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, трудолюбива, любительница чтения, целомудренна в речи. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель… У Неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Её был выражением души, олицетворением чистоты».

 



 
PR-CY.ru