АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 16

После Октябрьской революции 1917 г. работы на Ближнем Востоке надолго стали недоступны учёным из России. В Сирии и Палестине интересы России в большой мере представляла Русская духовная миссия в Иерусалиме во главе с епископом Чигиринским Порфирием (Успенским), позже архимандритом Антонием (Капустиным) и архимандритом Леонидом (Кавелиным). Они активно собирали церковные древности и проводили важные для развития христианской археологии работы. Создание Палестинского православного общества расширило в 1880 гг. возможность отправки экспедиций, публикаций источников и периодики («Православный Палестинский сборник», «Сообщения ППО»). Стремление к протекторату над святыми местами и созданию сети паломнических центров выразилось в приобретении земель в местах возможных раскопок: Мамре, участки с гробницами «жены царя Соломона» в деревне Силоам и «гробами пророческими» в Иерусалиме, с древнееврейскими гробницами Эр-Румание и др. Таким образом, русская христианская археология вошла в круг международной религиозно-научной жизни, а её представители стали участниками дискуссии наряду с учёными – протестантами и католиками. Работы 1883 г. на «русском месте» положили начало археологическим исследованиям храма Гроба Господня. Для палестинской христианской археологии основополагающими стали путешествия, организованные Палестинским православным обществом и Русским археологическим институтом в Константинополе. Экспедиция 1891–1892 гг. в Иерусалим охватила также Сирию и Палестину, были привезены фотографии, обмеры, рисунки и музейные экспонаты. Труд Никодима Павловича Кондакова «Путешествие по Ливану и Палестине» стал введением в христианскую археологию этих стран, а изучение храма Гроба Господня («пропилей Мартириона», арки ворот Иерусалима с византийскими капителями VII–VIII вв., аканфа восточного типа V в. и др.) – образцом научного анализа. Н.П. Кондаков отказался от «научно-религиозного» подхода, «монументального богословия» Святой земли в пользу «положительного знания». Он опирался на сравнительно-иконографический метод и анализ художественных форм в искусстве I–VIII вв., подчёркивал особое значение литургического устройства ранних церквей, влияние иерусалимского образца и константиновских базилик Палестины. Н.П. Кондаков хотя и следовал традиционной в религиозной археологии двухуровневой процедуре реконструкции, но не признавал первенства письменных свидетельств и работал в рамках комплексного подхода, активно опираясь на археологию и архитектуру.

 



 
PR-CY.ru