АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 15

Вне Италии к началу V в. распространяется христианская эпиграфика, виллы аристократов превращаются в «дома собраний» (в Мериде, близ Кордовы и Малаги, в провинции Мурсия); в Таррагоне археологически изучены огромное кладбище и базилика IV в. с баптистерием. Христианские комплексы открыты близ Ниццы (около 350 г., перестроены из римских терм), в Монферрато, в Северной Галлии (с 380 гг.) и Восточных Пиренеях (Эстажель, кладбище христиан-визиготов середины VI в.), в Каринтии и Тироле, где ряд епископских комплексов V в. трансформировался в средневековые монастыри. В маленьких городских общинах за Альпами, в Женеве и Августе Претории (Аосте), открыты епископские комплексы базилик и баптистериев, восходящих ко второй половине IV в., и более ранних дворцовых зданий. Значительные усилия европейская наука посвятила изданию пособий по христианской археологии. Интерес русского православия к святым местам был давним, описания паломничеств и хождений восходят к XII в. Основу коллекций христианской археологии составили церковные собрания почитаемых евлогий, в XVIII–XIX вв. пополненные приобретением объектов античного, византийского, средневекового искусства, а позже найденными при раскопках в Крыму и на Кавказе вещами. Тогда же было положено начало составлению корпуса христианских древностей (Пётр Иванович Севастьянов) и осуществлены «учёные путешествия» на Афон и Ближний Восток за рукописными источниками (Алексей Афанасьевич Дмитриевский). Предпринимались первые попытки раскопок храмов (1850–1860 гг., базилика свт. Николая в Мирах Ликийских). Во второй половине XIX в. толчок развитию христианской археологии дала организация археологических учреждений в России, деятельность Василия Александровича Прохорова (1818–1882 гг.) и особенно Алексея Сергеевича Уварова (1825–1884 гг.). Стимулирующее воздействие на развитие русской христианской археологии оказала византинистика, важной частью которой являлись специальные дисциплины археологического круга (хронология, нумизматика, палеография и др.). Русский археологический института в Константинополе под руководством Фёдора Ивановича Успенского (1845–1928 гг.) организовал экспедиции на православный Восток, создал музей древностей и начал натурные работы в Константинополе, где была изучена базилика Феодора Студита, V в. (Борис Амфианович Панченко); в Палестине зафиксировали мозаики второй половины VI в. (Мадаба) с изображением главных пунктов паломничеств в Палестине, Сирии и Египте; экспедиция во главе с Ф.И. Успенским (1900 г.) занималась изучением жизни христианских общин V в. С 1915 г. Палестинское православное общество работало над проектом «Института палестиноведения» и Русского археологического института в Иерусалиме, который не был осуществлён.

 



 
PR-CY.ru