АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 14

До 1970 гг. не было известно ранних кафедральных соборов, кроме Трирского; позже в Ойхштадте был открыт епископский центр эпохи Меровингов, а в Зальцбурге, Вормсе и Констанце раскопаны большие трёхнефные базилики. Во второй половине VIII в. распространение почитания святых и перенос их мощей в города вызвали появление крипт. Первоначально к расположенной в центре храма раке святого вёл лестничный марш или проход, затем стали сооружать крипты с обходом под апсидой; в конце VIII – начале IX вв. прямоугольный обход превратился в кольцевой или в зальное пространство. Христианская археология изменила картину развития христианства и в Римской Британии (труды Ч. Томаса, У. Френда, Д. Уаттс). Клады золотых и серебряных богослужебных предметов конца IV – начала V вв. (Милденхолл, Хоксни, Уотер-Ньютон, Трапрайн-Лоу) показали, что оно охватывало заметную часть общества и процветало. На римских виллах юга Англии открыты домашние церкви 440 гг. (Лаллингстоун, Хинтон-Сент-Мэри, Фрамптон и Файфхед-Невилл). Зафиксировано оживление кельтского и римского язычества после варварских нашествий 360–410 гг. (раскопанные М. Уилером городища Лидни-Парк и Мейден-Касл). После прихода англосаксов христианство сохранило традиции на севере и западе Британии (латинский язык эпитафий, обряд погребения, некоторые церкви). Англосаксы были крещены в конце VI в., но черты язычества заметны и в VIII в., и позже. Христианской археологии удалось наметить линию развития церковной архитектуры VII–XI вв. – от храмов Кентербери до церквей св. Уистана в Рептоне, св. Марии в Дирхеpсте, св. Петра в Бартоне-апон-Хамбер и др. Монастыри англосаксонской эпохи изучены в аббатствах Уитби, в Джерроу (Ярроу) и Манквермоуте, на шотландской границе (Сент-Хильда, Хартлпул, Галлоуэй, Уитхорн, Тинтаджел, Гластонбери и др.). Особое значение имели открытие Мартином Биддлом двух англосаксонских соборов и ряда приходов средневекового Уинчестера с группой маленьких церквей (Сент-Мэри на Таннер-стрит, Сент-Панкрас на Брук-стрит), работы в минстере Йорка (Д. Филлипс), в сельских приходах (Уоррем-Перси в Йоркшире, Ривенхолл в Эссексе), в аббатствах Бермондси, Бордсли и приорате Нортон (Г. Коппак, П. Грин, У. Родуэлл). Христианская археология изучает общеевропейский процесс формирования церковной топографии. Различают её модели: «приходскую» для северной зоны Европы и «епископальную» для южной. Зачатки первой фиксируются в римских титулах, а развитие второй как епископских комплексов показывает Латеранский дворец и доконстантиновские постройки, открытые в имперских центрах 260–270 гг. (Милан, Равенна, Аквилея); во Флоренции изучен процесс переноса центра города к «периферийному» епископскому комплексу. Доказано, что многие городские соборы Испании, Галлии, Германии стоят на месте ранних христианских церквей и кладбищ IV в. и к моменту падения Рима (476 г.) формирование епископских комплексов как центров власти уже состоялось.

 



 
PR-CY.ru