АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 13

Христианские кладбища Трира, где собрано до 800 фрагментов христианской эпиграфики, разрослись на месте языческих; существование кладбищенских храмов отмечено с IV в. В Бонне в церкви святых Кассия и Флоренция среди языческих могил II–III вв. открыта постройка 260–300 гг. для поминальных трапез, над которой в конце IV в. поставили церковный зал, где размещали саркофаги, в XI в. – собор. Важнейшее свидетельство перехода от Античности к христианству в пограничных римских провинциях – мартирий вне стен Ксантена: могила мучеников Виктора и Маллоза, вокруг которой сформировался мемориальный комплекс (конец VI в.), впоследствии перестроенный в храм. Процесс христианизации германских племён отражает погребальный обряд, т.к. устойчивый тип христианского погребения (ингумация на спине, лицом к востоку) был выработан лишь со временем. На юго-западе страны изучены сотни некрополей, показывающих, что в Северной Германии кремация исчезла лишь в развитом Средневековье, но преобладала западно-восточная ориентация тел, с поздней Античности встречались предметы с христианскими символами (например, кресты из тонкого листка золота в могилах у лангобардов, алеманнов и баваров VII – начала VIII вв.). Христианам принадлежали надгробия VI–VII вв. с соответствующими надписями и изображениями. Религиозная принадлежность погребённых выясняется при рассмотрении общей топографии кладбищ и церквей. В период перехода от поздней Античности к Средневековью некрополи находились за пределами поселений. В VI–VII вв. старые кладбища сохранялись, лишь знать хоронили внутри поселения, у церкви. Некоторые гробницы ктиторов VIII в. исследователям удаётся соотнести с надёжными письменными источниками (погребение Хафти в церкви св. Дионисия, вторая половина VIII в., в Эслингене на реке Неккар). Перенос кладбищ внутрь городов, к церквам, окончательно закрепили капитулярии Карла Великого: погребение в старых языческих некрополях, а тем более кремация строго запрещались. Одна из особенностей христианской археологии в Германии – хорошая изученность следов первых одноапсидных деревянных церквей (с конца VI в.), появление которых связывают с деятельностью миссионеров из Британии и Ирландии, как и могилы первых епископов в соборе св. Петра в Бремене (Д. Парсонс). Стала возможной типологическая и функциональная оценка раннехристианской архитектуры в Германии, в частности, развития крипт из коридорных в зальные в связи с распространением почитания мощей. В докаролингский период известны три типа плана – две простейшей схемы: прямоугольный зал с алтарём, отделённым барьером, или с более узким прямоугольным хором (IV–V вв.); третий тип имеет укороченный и зауженный хор, копирующий каменные апсидные залы. Первые каменные церкви в Германии повторяют этот план (монастырь Райхенау-Миттельцель, 724–727 гг.; Нидермюнстер в Регенсбурге, около 700 г.).

 



 
PR-CY.ru