АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 12

Затем последовали раскопки наполеоновской эпохи (начало XIX в.), непрофессиональные массовые вскрытия некрополей во время дискуссий о происхождении французской нации (1870–1880 гг.), в ХХ в. – находки в Сен-Дени и Кёльнском соборе. Ключевой фигурой в изучении некрополей Парижа был Т. Ваке, за сорок лет описавший около 2 тыс. саркофагов VI–VIII вв. В 1913 г. в Париже была открыта первая раннехристианская церковь – Сен-Бертран-де-Комманж. Исследования погребальных памятников эпохи Меровингов суммировали работы Э. Салена. Новую эпоху в христианской археологии Франции составили труды группы во главе с П.-А. Феврье (П. Перен и др.), изучавшей церковные памятники во всей полноте, включая археологический контекст «вплоть до керамики». Итоги их деятельности отразил «Атлас раннехристианских памятников Франции» (1991 г.). В Германии расцвет христианской археологии пришёлся на XIX – начало XX в. (обзор дан в трудах Г. Феринга). Уже в 1890 гг. Комиссия по национальным памятникам в аналитическом каталоге обобщила итоги изучения церковной архитектуры Германии и перешла к работам в соборах Майнца, Трира, Шпайера и Вормса. Совместные исследования архитекторов и археологов обеспечили методический уровень работ. Итоги исследований памятников, разрушенных в 1940 гг., были обобщены в работах, совмещающих архитектурные и археологические подходы (Ф. Освальд, Л. Шеффер, Х. Зеннхаузер), после чего обычной практикой стали стратиграфические раскопы и вскрытия широкой площадью, а также изучение иконографии архитектуры. В XIX в. интерес вызывали саркофаги и надгробия с надписями VI в. из Кёльна (церковь св. Гереона), могильники алеманнов. Раскопки некрополей королей, императоров Римско-Германской империи и епископов в соборах Шпайера и Вормса в первом десятилетии ХХ в. стали событием национального масштаба, реализовавшим идею обретения древностей «салической эпохи». Такие исследования позднее продолжили во всех соборах и на множестве кладбищ (церковь св. Северина в Кёльне, церковь св. Павла в Вормсе и др.), что позволило создать сводки ранних памятников Нижнего Рейна (А. Нистерс-Вайсбекер), побережья между Эмсом и Везером (Г. Гайдук). Важное значение имели публикации общегерманских сводов (Deutsche Inschriften. Stuttg., 1945 г.) и каталогов выставок литургической утвари и святынь (Ars sacra. Münch., 1950; Ornamenta Ecclesiae. Köln, 1985, и др.). Важнейшие памятники христианской археологии связаны с римскими поселениями на Рейне и Мозеле, с христианизацией франкских и германских племён, а также с церковной жизнью первых королевств. В пригородах Трира следы христианства III – начала IV вв. открыты в аббатстве св. Матфея (раннехристианское «кладбище св. Евхария», крупнейшее в долине Рейна, около 5 тыс. саркофагов III–VI вв., в том числе саркофаг Альбаны и саркофаг с изображением Ноя, 300–306 гг.), на кладбищах св. Паулина и св. Максимина.

 



 
PR-CY.ru