АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 11

В Старом Термезе открыта сырцовая церковь, план которой сопоставляют с сирийской архитектурой IV–VI вв. и с храмами Малой Азии и Армении VII–VIII вв. Памятники христианства обнаружены в районах Киргизии, южного Казахстана, в городах по течению реки Сырдарьи (Карлукская митрополия). Здесь открыто много христианских текстов, предметов, кладбищ и церквей, среди которых храм середины VII – начала VIII вв. в Суябе и монастырь Таш-Рабат в горах Тянь-Шаня. Храмы северо-восточной части шёлкового пути описал в XIII в. Г. Рубрук. Некрополи Северного Притяньшанья дали самую многочисленную (около 700 экз.) группу христианских памятников Центральной Азии – надгробий (кайраков) тюрок-несториан второй половины VIII–XIV в. (крупные «гальки» с равноконечными крестами и сиро-тюркскими эпитафиями), хронологически продолжающих линию надгробий Мерва, Самарканда и Ургута VI–VII вв. Надписи указывают на влияние сирийской религиозной литературы, а в захоронениях некрополей находят кресты (серебро, бронза, нефрит, кость). Христианское искусство внесло вклад в формирование общей культуры Центральной Азии: иконографическими образцами служили евлогии святых мест (ампулы св. Мины, стеклянные сосуды из Египта VI–VII вв. и др.); влияние на монетное дело оказали византийские монеты IV–VIII вв.; оформление саркофагов (крест под аркой; с гирляндами; двустворчатые врата) воспроизводилось на оссуариях. Долго сохранялась христианская иконография (каменный сосуд XI–XII вв. с христианскими символами из городища Торткуль-Тобе; поливная чаша с изображением двенадцати апостолов с озера Иссык-Куль; серебряные сосуды клада 1923 г. из городища Новопокровское в Чуйской долине). Литургическая утварь по торговым путям распространялась далеко за пределы зоны влияния христиан, вплоть до Закамья (дискос из Закамья с рельефными композициями «Распятие», «Жёны-мироносицы», «Вознесение», «Даниил во рву львином», «Отречение апостола Петра», «Кустодия» и сирийскими надписями). Значительные открытия сделала христианская археология в Италии, Франции, Германии и Англии, где в эпоху романтизма (конец XVIII – первая половина XIX вв.) шла усиленная работа по изучению «тёмных веков» (V–X вв.). Рождение христианской археологии во Франции связано с именем Э.Ф. Леблана, который в 1886 г. опубликовал свод саркофагов (295 экз.) христианской Галлии, ставший классическим. Христианизацию Франции изучали также по обряду погребения V–VIII вв., в XVII в. начались публикации сочинений Григория Турского (538/539 – 593/594 гг.) и трудов болландистов, С. Тильмона, Ж. Мабильона, мавристов. Открытия в 1640–1650 гг. погребений знати и первых королей франков в Турне и Париже (церковь Сен-Жермен-де-Пре) стали стимулом к изучению меровингских гипсовых саркофагов.

 



 
PR-CY.ru