Словарь по христианству А АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 5

АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 5

 

В хронике Евсевия Кесарийского под 119 г. о Плутархе из Херонеи говорится как о пожилом человеке, однако в том же году император Адриан (117–138 гг.) назначил его на почетный пост прокуратора провинции Ахея (на основании этих событий уточняется хронология его жизни). В течение всей жизни Плутарх деятельно участвовал в управлении родным городом, имел звание архонта-эпонима; императором Траяном (98–117 гг.) он был возведен в ранг консула. С 50-ти лет Плутарх – жрец Аполлона в Дельфах (пожизненно). Дома в Херонее у него был постоянный философский кружок, посещаемый друзьями и учениками (благодаря этому своеобразному филиалу афинской Академии беотийская Херонея стала одним из центров платонизма в I в. н.э.). Из обширного наследия Плутарха сохранилась примерно треть – около 100 сочинений. Корпус сохранившихся текстов традиционно разделяется на две части: «Параллельные жизнеописания» и «Моралии». Это деление восходит к изданию, осуществленному византийским монахом Максимом Планудом (1260–1310 гг.). Название «Моралии» вполне условно – под этой рубрикой Максим Плануд собрал все, что не было биографиями: этические, философские, религиозно-мифологические и другие сочинения (посвященные очень широкому спектру вопросов – от политики, риторики и педагогики до психологии животных). Все 79 сочинений, входящие в состав «Моралий», имеют сквозную пагинацию, восходящую к изданию Стефана (1572 г.): первое – «О воспитании детей», последнее – «О музыке». Для понимания философской позиции Плутарха важны, прежде всего, трактаты: «Об Исиде и Осирисе», «О (букве) Е в Дельфах», «О дельфийском оракуле», «Об упадке оракулов», «О лике на Луне», «Можно ли научить добродетели?», «О нравственной добродетели», «О благорасположении духа», «О демоне Сократа», «Платоновские вопросы», «О сотворении души согласно «Тимею»». А также ряд полемических сочинений: «О противоречиях у стоиков», «Об общих понятиях: против стоиков», «О том, что невозможно жить счастливо, если следовать Эпикуру», «Против Колота» и «Хорошо ли сказано – «живи незаметно»?». Кроме того, важны отдельные пассажи из «Застольных бесед» (9 книг) и примыкающего к ним «Пира семи мудрецов» (это сочинение – классический образец жанра «симпосия»). Среди утраченных сочинений Плутарха (о которых известно из так называемого каталога Ламприя) – едва ли не основные тексты посвящены проблемам школьного платонизма: «О том, что, согласно Платону, у Вселенной было начало», «Где находятся идеи?», «Способ причастности материи к идеям», «О материи», «О пятой сущности», «О бессмертии души», «О чувствах», «О судьбе» (в двух книгах, сохранившийся одноименный трактат не аутентичен), «О том, что в нашей власти: против стоиков», «О единстве Академии со времен Платона» (о различии между пирронистами и академиками). Эти тексты, несомненно, оказали существенное влияние на последующую платоническую традицию. Плутарх – представитель догматического платонизма, воспринимавший платоническую традицию в единстве и не противопоставлявший платоников и «академиков» (скептиков), в отличие от Антиоха Аскалонского, платонизм которого вмещает в духе времени элементы пифагореизма, аристотелизма и стоицизма. Главные школьные авторитеты для Плутарха – Платон и Ксенократ. Основным источником для трактата Плутарха из Херонеи «О сотворении души согласно «Тимею»» (при восстановлении взглядов Ксенократа, Крантора и пифагорейцев) послужили комментарии на платоновское учение Евдора Александрийского (и диалоги Платона).

 



 
PR-CY.ru