Словарь по христианству А АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 9

АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 9

 

Во второй четверти II в. Кальчен Тавр комментировал в Афинах «Горгия» и «Тимея», Аттик – «Тимея» и «Федра». Его ученику Гарчократиону принадлежит «Комментарий к Платону» в 24-х книгах, который, скорее всего, содержал толкования отдельных пассажей платоновских диалогов (сохранились фрагменты к «Алкивиаду I», «Федону», «Федру», «Тимею», «Государству»), отражая их последовательное чтение и интерпретацию во время занятий. Север, также, вероятно, принадлежавший к афинской школе, комментировал «Тимея» (известно по неоднократным упоминаниям Прокла в его комментарии на «Тимея»). Прокл упоминает также некоего Максима Никейского, комментировавшего «Государство». Преимущественно ради толкования «Тимея» составлено компилятивное сочинение Теона Смирнского «Изложение математических учений, необходимых для понимания Платона»: пассажи из перипатетика Адраста Афродисийского чередуются здесь с выдержками из Трасилла. Период конца II – начала III вв. небогат именами философов-комментаторов Платона, между тем работа с текстами Аристотеля находится на очень высоком уровне. Сохранился комментарий Гелена к заключительной части «Тимея». По фрагментам известны сочинения Нумения «О расхождении Академии с Платоном» и «О сокровенном учении Платона». Для формирования афинской школы неоплатонизма решающим было влияние Ямвлиха, философия которого была усвоена Академией, видимо, благодаря Приску и Ямвлиху Младшему, внуку Сопатра Апамейского, ученика и преемника Ямвлиха по руководству сирийской школой неоплатонизма. Первым диадохом постямвлиховской ориентации в Афинах был Плутарх Афинский, сын Нестория (ум. в 432 г.) – греческий философ-неоплатоник, первый «диадох» Академии, который ввел в нее (благодаря Приску и Ямвлиху Младшему) платонизм ямвлиховской ориентации. Плутарх Афинский, по сути, – основатель неоплатонической школы в Афинах, размещавшейся в его доме вплоть до закрытия в 529 г. Его дед, также Несторий, был иерофантом и, по свидетельству историка Зосимы, путем совершения соответствующих обрядов Афине и Ахиллу спас Афины от землетрясения в 376 г. Однако сам Плутарх, скорее, придерживался интеллектуалистской позиции и сдержанно относился к теургическим увлечениям Ямвлиха и его последователей. Он написал комментарии к ряду диалогов Платона и толковал Аристотеля, учитывая точку зрения Александра Афродисийского (с которым он не соглашался по ряду вопросов). Его сотрудником и преемником был Сириан, с ним он читал в Академии «О душе» Аристотеля и платоновского «Федона» (35 цитат из комментария Плутарха на текст Аристотеля «О душе» есть в комментариях на этот трактат у Иоанна Филопона и Симпликия, а также ссылки в комментариях на «Федона» Олимпиодора и Дамаския). Плутарх Афинский комментировал также «Горгия». Он учил о сверхбытийном Едином (формулировки Плутарха соотносимы с анонимным комментарием на «Парменид» Платона). Его концепция «доксы»-мнения и «фантасии»-воображения как центральных способностей души, связывающих ее не только с чувственно воспринимаемым миром, но и со сферой Ума (откуда именно душа черпает образцы для математических построений), оказала влияние на Прокла. Среди его учеников – Гиерока Александрийский. Учеником и преемником Плутарха был Сириан, затем во главе школы стоял Прокл (с 437 г.), который упоминает толкование Плутарха Афинского на «Парменида».

 



 
PR-CY.ru