АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 10

 

Прокл по прозвищу Диадох, т.е. «преемник» (412–485 гг.) – древнегреческий философ-неоплатоник. Его иногда называют последним схолархом афинской школы. О жизни Прокла известно из биографии, написанной его учеником Марином («Прокл, или О счастье»), а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился он в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Он составил комментарии ко всем 12-ти диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс платоновской экзегезы. Из них целиком или частично дошли комментарии к «Алкивиаду», «Кратилу», «Государству», «Тимею» и «Пармениду». Для школьного обихода Прокл написал толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, «Орфическую теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами», а также наставление по аллегорическому толкованию мифов «О мифических символах». Он составил комментарии к Плотину, введение к философии Аристотеля и комментарии к трактату «О пяти общих понятиях» Порфирия, а также начальное руководство к платоновской философии. Несколько небольших, иногда полемических трактатов Прокла посвящены отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Сводку основных понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (русский перевод – «Первоосновы теологии», 1972 г.). Систематический характер носит «Теология Платона». Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее Единое, оно же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского «Филеба» как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая ступень – демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела. В эту расчлененную иерархическую структуру Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал. Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук. Физика и этика, математика, философия – таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят парадигматические и гиератические добродетели, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к Единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов. По свидетельству Марина, Прокл говорил, что философ должен быть «иереем целого мира».

 



 
PR-CY.ru