Словарь по христианству А АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 8

АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 8

 

Стремление отделить учение Платона от учения Аристотеля характерно также для представителя афинской школы платонизма Кальчена (Кольвисия) Тавра, о школе которого можно составить представление по словам его ученика Авла Геллия (около 125/128 – после 177 гг.) – автора сочинения «Аттические ночи». Все сведения о жизни Авла Геллия черпаются из его же сочинения. Будучи обеспеченным, Авл Геллий получил обычное для своего круга приличное образование (в 146 г. он слушал грамматика Сульпиция Аполлинария, оказавшего большое влияние на его развитие, затем ритора Тита Кастриция). Карьерой Авл Геллий пренебрег (хотя однажды избирался судьей) и занимался приумножением доставшегося ему в наследство состояния, воспитанием детей, самообразованием и отчасти научной деятельностью, связанной с библиографическими и антикварными изысканиями. «Аттические ночи» им названы так потому, что составлялись при свете лампы долгими зимними ночами (писались в 146 г., опираются на общие источники с датируемой 158 г. «Апологией» Апулея). Они были опубликованы после 177 г., в год смерти Герода Аттика. «Аттические ночи» состоят из 20 книг, посвященных грамматике, литературной критике, биографиям знаменитых историков, писателей, заметок по римскому праву, описанию чудесных явлений, естествознанию, отдельным наукам (медицине, арифметике, геометрии, оптике и т.п.). Текст представляет собой частью лишенные плана заметки (собрание фрагментов и исторических анекдотов, в том числе о современниках Авла Геллия), частью основанные на личных впечатлениях. Около 130-ти глав посвящены философским вопросам и рассказам о философах. Авл Геллий цитирует Варрона, Нигидия Фигула, Плутарха из Херонеи, вспоминает о Героде Аттике, Кальчене Тавре (его занятиях, комментарии к «Федону», неких других комментариях) и Фаворине (в частности, цитирует его «Пирроновские тропы»). Помимо этого из Фаворина он приводит анекдоты о Писистрате, Пифагоре, Протагоре, Платоне, Аристотеле, имеющие параллели у Диогена Лаэртского. Авл Геллий рассказывает, что на занятиях в школе Тавра читались и комментировались тексты Платона, реже – Аристотеля. После лекций ученикам предлагалось задавать вопросы, которые тут же решались на основании книг предшественников или сочинений самого Кальчена Тавра. Избранных учеников он приглашал домой на обеды, в ходе которых также обсуждались возникавшие «вопросы» (жанр философских бесед), о которых можно судить также по «Пиршественным вопросам» Плутарха. Стремление Тавра сохранить в чистоте платоновское учение поддержал его ученик Герод Аттик из Марафона (101–177 гг. н.э.), римский оратор и государственный деятель, один из самых выдающихся представителей второй софистики (вероятно, первый диадох восстановленной Марком Аврелием в 176 г. платоновской кафедры в Афинах), для которого, однако, характерны элементы стоицизма, объясняемые, впрочем, влиянием Евдора из Никострата. Герод Аттик был учителем будущего императора Марка Аврелия (161–180 гг.) и Луция Вера, пользовался расположением императора Адриана (117–138 гг.) и Антонина Пия (в 143 г. Герод Аттик исполнял в Риме должность консула). Очень богатый, он начинал не только как оратор, но и как щедрый меценат и строитель многих прекрасных публичных сооружений, среди которых были Одеон, храм Тихе и стадионы в Афинах и в Дельфах. Не забывал он и о других городах: Коринфе, Олимпии, Александрии Троадской. Из его многочисленных сочинений в оригинале сохранилась только речь «Об управлении государством», столь безукоризненно следующая аттическому диалекту и стилю конца V в. до н.э., что многие исследователи считают его не произведением Герода Аттика, но творением одного из ораторов того времени, например, Крития.

 



 
PR-CY.ru