АБСОЛЮТ - Страница 10

Князь Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869 гг.) в 1824 г. пишет: «Идея сего совершенного единства отвлечённого с вещественным есть абсолют». Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805–1827 гг.) в примечаниях к переведённой им в 1825 г. статье «О математической философии» отмечает: «...В некотором смысле математика есть закон мира (организм абсолютный); но одна философия – наука сего абсолюта». В «Философических письмах» Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856 гг.), написанных в 1829–1830 гг. на французском языке, употребляется термин «absolu» (Письмо V). Термины «абсолют» и «абсолютный» без перевода на русский язык исследователи встречают в работах Даниила Михайловича Велланского (1774–1847 гг.), Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого (1813–1889 гг.), Василия Николаевича Карпова (1798–1867 гг.), Фёдора Фёдоровича Сидонского (1805–1873 гг.), Юрия Фёдоровича Самарина (1819–1876 гг.), Алексея Степановича Хомякова (1804–1860 гг.) и др. Эта тема занимает важное место в историко-философских трудах, посвящённых анализу немецкой философии (архимандрит Гавриил (Воскресенский), Орест Маркович Новицкий, Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий). В «Лекциях Философии» (часть 1; рукописи 1830 – начало 1840 гг.) Фёдор Александрович Голубинский (1797/1798 – 1854 гг.) отмечает, что человек «ищет безусловного, отрешённого, духовного, изъясняющего всё ограниченное из неограниченного, словом, Абсолютного...». Памфил Данилович Юркевич (1826–1874 гг.) в работе «Идея» (1859 г.) даёт обстоятельный критический анализ учения Г.В.Ф. Гегеля об абсолютной идее. Митрополит Макарий (Булгаков), говоря о «свойствах Божьих», как они толкуются издревле богословами, противопоставляет свойствам относительным («relativa») «самостоятельные («absoluta»), принадлежащие Богу без всякого отношения к другим существам». Архиепископ Никанор (Бровкович) рассматривает проблему отношения абсолюта и «абсолютного бытия» в книге «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828–1891 гг.) в книге «Начальные основания философии» исследует проблему абсолюта в дуализме, деизме и пантеизме, отмечает односторонний характер этих воззрений, понимает Бога как «Существо абсолютное» и считает, что «идея абсолютного совершенства даёт нам начало, из которого с полной последовательностью могут быть выведены все коренные свойства Божества».

 



 
PR-CY.ru