АБСОЛЮТ - Страница 16

В православно-богословской и церковно-исторической литературе конца XIX – первой половины XX вв. термином «абсолют» в разной степени пользуются: Василий Васильевич Болотов (1853–1900 гг.), Александр Дмитриевич Беляев (1849–1919 гг.), Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933 гг.), Фёдор Стратоникович Владимирский (род. 1875 г.), Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937 гг.), Иван Васильевич Попов (1867–1938 гг.), В.Н. Чистович и др. Сергей Сергеевич Глаголев (1865–1937 гг.) в книге «Сверхчеловеческое Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви» обсуждает существующие подходы к проблеме абсолюта: абсолютное «само определяет Себя, как безусловное, не подлежащее никакой внешней зависимости, само определяет законы своего бытия, само сознаёт Себя как абсолютную Личность, безусловно свободную, премудрую, всеблагую и как высочайшую красоту». По Алексею Ивановичу Введенскому (1861–1913 гг.), «религиозная вера есть чувство согласия нашей жизни с жизнью Абсолютного или иначе чувство живого мистического общения с Ним». Иеромонах (епископ) Михаил (Грибановский) в работе «Истина бытия Божия» исходит из понимания Бога как Безусловного бытия, Высшего Абсолютного Блага и разрабатывает учение о единстве человеческого сознания и самосознания в Боге. Сергей Михайлович Зарин (1875–1935 гг.) пишет об «абсолютной неизменяемости» Бога. Бог «абсолютно безстрастен», есть абсолютное Благо, абсолютная божественная Правда. Михаил Михайлович Тареев (1867–1934 гг.) в программном сочинении «Основы христианства» пишет: «Ветхий Завет делает человека близким к Богу, Евангелие вселяет Бога в самое сердце человеческое, научает человека на всё смотреть «sub specie absoluti», желать абсолютного, делать абсолютно – по-божественному». Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962 гг.) в книге «Основы христианской философии» обсуждает проблему абсолюта у И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Е.Н. Трубецкого, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка и С.Н. Булгакова и устанавливает ряд положений относительно абсолюта: 1) существует единство «Богосознания» и «миросознания»: невозможно «мыслить Бога (Абсолют) в Нём Самом, вне мира, как не удаётся мыслить о мире вне «реляции к Абсолюту»; 2) «...познавательное отношение к Абсолюту» предполагает веру; 3) «Абсолютное есть жизнь, ибо от Него всякая жизнь, какую мы знаем, – но внутренняя жизнь Абсолюта нам известна лишь через Откровение, через учение о Святой Троице». Архимандрит Киприан (Керн) отмечает, что «полное «изумевание» охватывает нашу мысль, когда она соприкасается с несоединимыми понятиями: совмещения Вечного во времени, соединения Абсолютного Божества с человеческой ограниченностью и др.». Термин «абсолют» является распространённым в трудах православного богослова Владимира Николаевича Лoccкoгo (1903–1958 гг.). Обсуждая вопрос о сущности и энергиях, он пишет: «Эти реальные различения не вносят в Божественное существо никакой сложности, но говорят о тайне Бога, абсолютно единого по природе и абсолютно троичного в Лицах...». «Бог богословия – это «Ты», это живой Бог Библии. Конечно это Абсолют, но Абсолют личностный, которому мы говорим «Ты» в молитве». В.Н. Лосский характеризует Абсолют в античном понимании как такой, который не может «воплотиться в Личности», полемизирует с теми, кто видит «становление» или «трагедию» в Абсолюте.



 
PR-CY.ru