АБСОЛЮТ

АБСОЛЮТ (лат. «absolutus» – «отрешённый, неограниченный, безусловный, безотносительный, совершенный, полный») – термин философии и богословия. Происхождение термина не установлено, тем не менее, прослеживаются его религиозно-культовые, юридические и культурные значения. Так, «absolutio» одновременно означает «отпущение грехов» (в католицизме), «оправдательное решение» (в римском праве), «совершенство» (в литературе), «законченность» (в риторике). Понятие «абсолют» содержится в различных богословских и философских системах, в силу своей полисемантичности может выражаться в различных терминах. В качестве философского термина слово «абсолют» возникло в латинском мире, однако сама конструкция абсолюта как безусловного, совершенного, самодостаточного и ничем не ограниченного бытия сформировалась в греческой философии. В значении абсолюта выступают у досократиков Логос Гераклита, бытие Парменида, в философии Платона Благо, у Аристотеля Благо вообще, Благо безотносительное. Весьма распространённые у Платона и Аристотеля философские конструкции типа вещь «сама по себе», явление «само по себе» могут рассматриваться в качестве исходных и определяющих для судьбы термина «абсолют» в философии. В эллинистическую эпоху у Плотина Единое понимается как «абсолютно Единое», а Бог как абсолютное «Благо». «Единое» Прокла представляет собой «абсолютную нерасчленённость» (Алексей Фёдорович Лосев). В римской философии у Цицерона абсолютное понимается в смысле «совершенного» и «полного»: «vacuus animus perfecte et absolute beatos efficit» («освобождённая душа обретёт совершенное и полное блаженство»; перевод Михаила Леоновича Гаспарова; исследователи встречают также в значении «совершенство»), у Сенеки «независимый» (в переводе Сергея Александровича Ошерова). Термин «absolutus» получает распространение в латинской патристике, а затем в схоластике преимущественно в значении «perfectus» («совершенный»). Тертуллиан и Иероним Стридонский употребляют выражение «absolutum bonum» в смысле, близком к платоновско-аристотелевскому пониманию, – «высшее благо». Августин Блаженный применяет определение христианской веры как «simplex et absoluta» («простая и совершенная»), в «Исповеди» он понимает Бога как «абсолютное добро», а в сочинении «О Троице» проводит различие между абсолютной Триипостасной Личностью («Persona Dei») и ограниченной личностью человека. Ансельм Кентерберийский в «Монологионе», а затем в «Прослогионе» в качестве абсолютного понимает Бога: «summum bonum» («Высочайшее Благо»), которое «существует через себя и из себя». Пьер Абеляр в «Теологии «Высшего Блага»» пишет: «...Субстанция Божественности всецело одна и та же: единственная, особенная и абсолютно простая, то есть абсолютно свободная...»; «Бог есть вместе и абсолютно Единый в единственности субстанции и троичен в различии Трёх Персон»; «...сущность Троицы в целом и каждой Персоны уникальна и абсолютно едина». Фома Аквинский использует термин «абсолют» лишь в качестве предиката (например, «anima absoluta» и т.п.), а также в противопоставлении «necessitas conditionata» («обусловленной необходимости») – «necessitas absoluta» («необходимости абсолютной»). В трудах восточных отцов церкви, писавших на греческом языке, термин «абсолют» исследователи непосредственно не встречают, значения, связанные с этим термином, восходят не к латинской, а к греческой философской терминологии, однако при переводе греческих текстов на другие языки не исключено появление термина «абсолют». Так, греческий термин «абсолют» в тексте «О мистическом богословии» «Ареопагитик» и в схолиях к нему исследователи переводят как «абсолютный».

 



 
PR-CY.ru