АБСОЛЮТ - Страница 9

Согласно разысканиям Н. Смирнова, слово «абсолютный» в русском языке появилось в первых десятилетиях XVIII в., его впервые употребил князь Борис Иванович Куракин (1676–1727 гг.). В «Этимологическом словаре русского языка» Максимилиан Романович Фасмер пишет: «Абсолютный, впервые у кн. Куракина, из польского absolutny «самодержавный»; абсолютство «самодержавие» (начиная с Петра I) преобразовано из польского absolutność» (Макс Фасмер ссылается на исследования Н. Смирнова). Существительное «абсолют» в форме «обсолют» («...желает быть в Полше обсолютом») известно исследователям с 1702 г. Термины «абсолют» и «абсолютный» находят широкое употребление в русской философской и богословской литературе начиная XIX в., по мере знакомства с философией абсолютного идеализма и в связи с её критикой. Об этом свидетельствуют словосочетания «совершенный идеализм» или «неотносительный разум» у Яна (Ивана Андреевича) Снядецкого (1756–1830 гг.), система «отрешённого идеализма» или «безусловного тождества» (в 1840 г. – «абсолютного тождества») у архимандрита Гавриила (Воскресенского). Александр Иванович Галич (1783–1848 гг.) в 1819 г. переводит «Absolutum» как «Безусловное» (в 1845 г. – как «Абсолютное»). В «Опыте философского словаря» в качестве приложения к «Истории философских систем» (1819 г.) он под несомненным влиянием Иммануила Канта даёт одно из первых определений на русском языке: «Absolutum – по производству своему есть понятие отрицательное и значит: а) отрешённое, существующее отдельно, по себе, без связи и сравнения с другими вещами и противополагается относительному; b) в положительном и существительном смысле оно = первоначальное бытие, самосущность, противопоставляемая явлениям; с) в виде сказуемого употребляемое выражает отсутствие всяких ограничений, безусловное; d) при словах: возможное, необходимое, значит оно: отнюдь». Позднее в «Лексиконе философских предметов» (1845 г.), в обстоятельной статье «Абсолютное», А.И. Галич рассматривает его 1) «по идее»: Абсолютное «есть Безусловное», «само есть чрез себя и само в себе, – что повременно, от вечности само себя поставляет или утверждает в таинственной бездне жизни; – единство сущности и бытия, реальная основа всего конечного», «первая причина как самого себя, так всякого инобытия»; 2) «по значению своему... то, в чём Конечное находит корень и своей сущности и бытия своего»; 3) «по формам» – «идеалисм и реалисм»; 4) в связи с «познанием»: Абсолютное «выводить и доказывать – это затеи нелепые..., но совершенно согласно с разумом и весьма даже нужно развивать вложенное в нас чувство Вечного и Беспредельного и доводить до ясного познания...»; 5) по отношению «Абсолютного Существа к Конечному» разница в том, что «в первом случае Абсолютное есть единое со Вселенною, рассматриваемою с одной стороны, т.е. со стороны её вечной и производительной (natura naturans); во втором, – мир надобно, как нечто производное, различать от самостоятельной его основы».

 



 
PR-CY.ru