АБСОЛЮТ - Страница 4

Изучение целокупности всех потенций абсолюта (или, иначе говоря, «идеальных определений» абсолюта) составляет основную задачу философии, притязающей на абсолютное знание. Однако заметной вехой в учении об абсолюте стала другая, романтически-мистическая концепция Ф.В.Й. Шеллинга в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы». Он объясняет первородный грех человечества из свободы человека, коренящейся, по его мнению, в Божественной «основе», которая диалектически принадлежит и не принадлежит Богу. «Это основа существования Бога, которую Бог содержит в себе, не есть Бог в абсолютном рассмотрении, т.е. поскольку Он существует, ибо это ведь только основа Его существования. Она есть природа в Боге, не отделимая от него, но всё-таки отличная от него сущность». Вопреки сложившейся традиции рассматривать абсолют как безусловное начало Ф.В.Й. Шеллинг вносит в понимание абсолюта элемент обусловленности, что придаёт всей его системе дуалистический и даже манихейский характер. Это разделение абсолютного на Бога и Его основу, которая может выступать по отношению к Богу в качестве иного (сущности), объясняющее, по замыслу Ф.В.Й. Шеллинга, происхождение в мире зла и драму мировой истории, преодолевается лишь воссоединением в абсолютной Личности. «Бог как дух есть абсолютное тождество обоих начал, но лишь благодаря тому и постольку, поскольку оба эти начала подчинены Его Личности». Однако подчинённость этих начал Божественной Личности, по Ф.В.Й. Шеллингу, не упраздняет их. Поздний Ф.В.Й. Шеллинг периода «философии мифологии», а затем «философии Откровения» склоняется к христианскому толкованию абсолюта. В этих работах он пишет об одном истинном, обладающем «абсолютной свободой» Боге, сотворившем Своей Божественной волей мир из ничто. Ф.В.Й. Шеллинг с позиций прамонотеизма противопоставляет христианство как абсолютно истинную религию религиям относительным; в них истинность и спасительность христианства не нашли адекватного выражения. Но в своих размышлениях о Троице он верен представлениям о становящемся Боге: утверждая совечность Сына Отцу, пользуется выражением «в Боге», говорит о Сыне в категориях «потенции» и «действительности». Наиболее последовательное и систематическое учение об абсолюте создано Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем в его философии «абсолютного идеализма». Г.В.Ф. Гегель, как и Ф.В.Й. Шеллинг, в понимании абсолюта исходит из принципа тождества бытия и мышления, однако и само тождество, и диалектический способ его разработки у Г.В.Ф. Гегеля носят иной характер. Основную проблему абсолюта и всей своей философии Г.В.Ф. Гегель сформулировал в следующих словах: «...Понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект». В более поздней работе «Лекции по философии религии» Г.В.Ф. Гегель пишет: «...Философия рассматривает абсолютное, во-первых, как логическую идею, идею как она есть в мысли, когда само её содержание составляют мыслительные определения; во-вторых, философия ставит своей задачей показать абсолютное в его деятельности, в его воплощениях, и это есть путь абсолютного к тому, чтобы стать для себя духом; таким образом, Бог есть результат философии, о котором мы узнаём, что Он есть не только результат, но и вечное самосозидание, предшествование Самому Себе».

 



 
PR-CY.ru