АБСОЛЮТ - Страница 2

Особое значение термин «абсолют» приобретает в философии Николая Кузанского (1401–1464 гг.), после которого он становится одним из важнейших в философии эпохи Возрождения и особенно в новоевропейской философии. В основу философско-богословского учения Николая Кузанского положена идея абсолютного максимума. «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё». Этот абсолютный максимум, который «безусловно абсолютен», Николай Кузанский отождествляет с Богом. С позиций «абсолютного максимума» в книге «Об учёном незнании» делается попытка философски дедуцировать учение о Святой Троице (с католическим Filioque) и разработать христологию. С этой целью Николай Кузанский вводит понятие «конкретного максимума», который есть «абсолют, творец и творение», Богочеловек. Джордано Бруно (1548–1600 гг.), находившийся в определённой зависимости от Николая Кузанского, но склонный к пантеизму и не избежавший его соблазнов, заимствует терминологию Кузанца: Единое понимается им как тождество «абсолютной действительности» и «абсолютной возможности». Одно из немногочисленных употреблений Рене Декартом (1596–1650 гг.) термина «абсолют»: «...Бог совершеннейшее бытие, коему присущи все абсолютные совершенства...». В философии Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632–1677 гг.) учение об абсолютно бесконечной реальности занимает центральное место. «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию...» – важнейшее определение «Этики». Однако отождествление Бога с субстанцией, понимаемой в качестве как природы вещей, так и мира вещей, в конечном счёте, приводит Бенедикта Спинозу к ложным представлениям о природе Бога и к отрицанию богочеловечности Христа. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716 гг.) утверждает, что «истинная бесконечность в точном смысле слова заключается лишь в абсолютном, которое предшествует всякому соединению и не образовано путём прибавления частей» (имеется в виду Первосущество). Особое значение в своей философии он придаёт понятию «necessitas absoluta» («абсолютной», или «метафизической, необходимости»). «Абсолютная необходимость» понимается Готфридом Лейбницем в качестве основания мира, последней причины, обусловленной непосредственно волей Бога, Творца и Устроителя мира. Осознание проблематики абсолюта в качестве основной и тщательное исследование её приходится на период немецкой классической философии. О важности этой темы свидетельствуют ожесточённые споры, которые разгорелись между Иоганном Готлибом Фихте (1762–1814 гг.), Фридрихом Вильгельмом Йозефом Шеллингом (1775–1854 гг.) и Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (1770–1831 гг.), хотя честь изобретения самого термина «абсолют» принадлежит Фридриху Генриху Якоби (1743–1819 гг.) и Мозесу (Моисею) Мендельсону (1729–1786 гг.; они в своей переписке называли Бога или природу вещей у Бенедикта Спинозы Абсолютом).

 



 
PR-CY.ru