АБСОЛЮТ - Страница 5

Отличительными особенностями гегелевской конструкции абсолюта становятся: 1) понимание абсолюта как самотождественного, а вместе с тем становящегося и развивающегося «Абсолютного субъекта»; 2) понимание абсолюта в качестве абсолютной идеи, которая «отпускает» себя в природу, а затем в абсолютном духе возвращается к себе; 3) отождествление абсолюта с мировым разумом, сущность которого раскрывается в диалектике развивающегося понятия; 4) отождествление абсолюта с истиной (абстрактной и конкретной); 5) отождествление познания мира с самопознанием абсолюта; 6) понимание абсолюта в качестве абсолютного духа; 7) возвращение абсолюта назад, к самому себе в форме абсолютного знания об абсолютной истине. Г.В.Ф. Гегель писал: «Абсолютное есть дух; таково высшее определение абсолютного». У исследователей создаётся впечатление, что Г.В.Ф. Гегель повторяет слова апостола Иоанна: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24), однако между этими положениями мало общего. В своей «философии духа» Г.В.Ф. Гегель в качестве этапов развивающегося абсолюта последовательно рассматривает субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух: последний находит своё выражение в искусстве, религии и, наконец, в философии как высшей форме самообнаружения абсолюта. Именно в учении об абсолютном духе исследователям становятся очевидными просчёты гегелевской конструкции абсолюта. Лишены всякого смысла и основания попытки Г.В.Ф. Гегеля отождествить логико-понятийную структуру развивающегося абсолюта с учением церкви о Боге или же провести параллель между его собственным делением абсолюта на логику, природу, дух и христианское пониманием Святой Троицы. Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.), Венедикт Франц Ксаверий фон Баадер (1765–1842 гг.), Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872 гг.), Сёрен Киркегор (1813–1856 гг.), Карл Маркс (1818–1873 гг.), современники ГВ.Ф. Гегеля и Ф.В.Й. Шеллинга, с разных позиций критикуют философию абсолютного идеализма и учение об абсолюте. Тем не менее, Артур Шопенгауэр говорит об «абсолютной случайности»; Ф.К. фон Баадер, отвергая представления о Боге как субстанции, называет Его «подлинной Абсолютностью» («wahre Absolutheit»); Людвиг Фейербах, создатель философии «антропотеизма», термину «абсолютная сущность» придаёт первостепенное значение и пишет: «Собственная сущность человека есть его абсолютная сущность, его бог». Сёрне Киркегор в своей индивидуалистической философии, принимая Бога в качестве абсолюта («Бог – это абсолютно возможное»), отрицает «всеобщее» во всех формах его проявления, в том числе и в качестве исторической церкви, и по этой причине рассматривает отношения между человеком и Богом как стояние Единичного и Отдельного перед Богом. Он следующим образом формулирует парадокс веры: «...Существует абсолютный долг перед Богом, ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту».

 



 
PR-CY.ru