АБСОЛЮТ - Страница 3

Уже родоначальник этой традиции Иммануил Кант (1724–1804 гг.) проблеме абсолюта уделяет очень большое внимание и в «Критике чистого разума» констатирует незаменимость и уникальность термина «абсолютное» и необходимость разработки этого понятия. Кантовская концепция абсолюта при всей её многослойности соотнесена с основным для его философии разделением на мир явлений и вещей в себе. «Абсолютную целокупность условий» опыта как необходимую и безусловную предпосылку естественнонаучного знания вообще Иммануил Кант относит к миру явлений. По отношению же к вещам в себе он вводит понятие «абсолютно безусловного», которое разрабатывается им в трёх направлениях: как абсолютное (безусловное) единство субъекта (вопрос, как возможна рациональная наука о душе); как абсолютное единство ряда условий явлений (вопрос, как возможна рациональная наука о мире); как абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще (вопрос, как возможна рациональная наука о Боге). Общий итог – невозможность в качестве науки рациональной психологии, рациональной космологии, рациональной теологии, – по мнению Иммануила Канта, свидетельствует лишь об ошибочности применения категорий рассудка к вещам в себе. Душа, мир в целом, Бог (т.е. то, что составляет «абсолютно безусловное»), по Иммануилу Канту, не могут быть предметом опытного исследования, они суть идеи. Эти идеи в нравственной философии Иммануил Кант расширяет до постулатов практического разума, требующих безусловного признания бессмертия души, свободы и бытия Божия. Однако даже в этом случае приходится говорить о зависимости «абсолютно безусловного» от разума. Этой предпосылкой обусловлено и чрезвычайно узкое кантовское понимание «религии в пределах только разума». Начиная с Иоганна Готлиба Фихте в немецкой классической философии абсолют понимается то как субъект, то как объект (бытие), то как их единство при общем признании деятельной стороны субъекта. И.Г. Фихте, отказавшийся от кантовской идеи вещи в себе, был вынужден искать абсолют в субъекте. «То, бытие (сущность) чего состоит единственно только в том, что оно полагает себя самого как сущее, есть Я как абсолютный субъект». Однако этот абсолютный субъект (или Бог), не определённый ни в отношении к самому себе, ни в отношении к природе, остаётся у И.Г. Фихте в роли формального нравственного идеала. В своей поздней философии он утверждает, что «Бог не есть мёртвое понятие», и различает Бога в качестве «абсолютного бытия» от «абсолютного знания» как «обнаружения Бога», но и в этом случае не решает проблему абсолюта удовлетворительно: с одной стороны, Бог в качестве абсолюта понимается лишь как неизменное и непостижимое бытие, с другой – абсолютное (положительное) знание о Боге по-прежнему остаётся отвлечённым конструированием «наукословия». Для Ф.В.Й. Шеллинга «философия – это наука абсолютного («Wissenschaft des Absoluten»)», и в качестве таковой она не могла не меняться в связи с эволюцией его воззрений, хотя с формальной стороны преобладающим в его концепции абсолютом остаётся принцип тождества. В «Философии искусства» абсолютное тождественно Богу, «но эта абсолютность находится в природе, истории и искусстве в различных потенциях».

 



 
PR-CY.ru