Тема 10. Взаимоотношения Церкви и государства в России в XVIII–XX вв. - Страница 15

Собор проработал 13 месяцев, проведя три сессии, и 20 сентября 1918 г. был закрыт советским правительством. За это время удалось обсудить и принять постановления по уставам соборной структуры православной Церкви (от статуса патриарха до церковного прихода), о церковной проповеди, о статусе монашествующих, о положении женщин в Церкви. На всех уровнях управления Церковью вводился принцип выборности сверху донизу при совместном участии духовенства и мирян.

Временное правительство рассматривало Поместный Собор как своего рода учредительное церковное собрание православного духовенства, выработанные «законопроекты» которого должны быть представлены на утверждение государственной власти и должны получить одобрение правительства. Тем самым либеральная модель эпохи Временного правительства подразумевала обеспечение перехода Церкви от «подневольно-государственного положения к свободному выборному строю», но не отделяла Церковь от государства, сохраняя за ней статус конфессионального государства.

Более радикальных взглядов придерживались большевики, стремительно продвигавшиеся к захвату политической власти в стране. Формулируя программные установки рабочей партии в области государственно-вероисповедных отношений, Ленин писал, что не должно быть никакой «господствующей» веры или Церкви, что все веры и все Церкви должны быть равны перед законом. Он был убежден в том, что священникам разных вер могут давать содержание те, которые принадлежат к их верам, а государство из казенных денег не должно поддерживать ни одной веры, не должно давать содержание никаким священникам.

Историки и современники отмечают, что резкое снижение благосостояния общества в условиях Первой мировой войны и потрясений 1917 г. обесценивало духовные идеалы и саму человеческую жизнь. Антицерковные выступления, охватившие 51 губернию европейской части России, выражались в захвате монастырских земель и лесов, изгнании и даже убийстве священников. Причиной происходившего во многом стала потеря живой связи Церкви с обществом, явившаяся закономерным результатом всего синодального периода. Церковь отождествлялась с имперской политической системой и государственного механизма угнетения, что привело к падению авторитета религии в глазах широких слоев российского общества еще до начала антицерковного террора, развязанного советской властью.

5. Вероисповедная политика советской власти.

Декрет СНК РСФСР от 23января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (26 января его опубликовали в собрании узаконений РСФСР под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви») на первый взгляд последовательно развивал положения аналогичного документа Временного правительства. Религиозный и мировоззренческий выбор объявлялся личным делом каждого гражданина, гарантией чего провозглашалось полное отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Церковным и религиозным обществам отказывалось в государственных субсидиях, и они подчинялись общим узаконениям о частных обществах и союзах.

 



 
PR-CY.ru