Тема 10. Взаимоотношения Церкви и государства в России в XVIII–XX вв.

  1. Церковные преобразования Петра I.
  2. Синодальная система церковного управления и правовой статус православной Церкви в Российской империи.
  3. Нарастание кризисных явлений в системе государственно-вероисповедных отношений к концу XIX в.
  4. Утверждение основ религиозной свободы и поиск новой симфонии священства и царства в ходе вероисповедных реформ начала XX в.
  5. Вероисповедная политика советской власти.
  6. Вероисповедная политика в постсоветской России.

1. Церковные преобразования Петра I.

Великий реформатор Петр I не мог не оставить реформирующих следов и в Русской Церкви. Если главным результатом его реформы было уничтожение патриаршества и замена его антиканонической формой Коллегии, то это вполне объясняется ярким воспоминанием Петра о пережитом при его отце Алексее Михайловиче трагическом конфликте царя с патриархом, а точнее с заостренной идеологией Никона, глубоко напугавшей тогда всех русских государственников. В системе петровских преобразований церковная реформа не была случайным эпизодом, она стала чуть ли не самой последовательной и принципиальной.

В декабре 1700 г., после кончины патриарха Адриана, государь отсрочил выбор нового патриарха и согласился на соборное управление церковными делами, что уже не раз практиковалось в периоды так называемых междупатриаршеств. Одновременно своим указом он поставил во главе церковной организации митрополита Рязанского и Коломенского Стефана (Яворского), присвоив ему титул «экзарх, блюститель и администратор патриаршего стола».

Ранее Стефан Яворский был профессором риторики Киево-Могилянской академии. Привлечение украинских архиереев как более образованных и «европеизированных» на русские кафедры было составной частью петровской политики. По церковной традиции титул «экзарх» означал «уполномоченный патриархом». И назначение экзарха царем являлось недвусмысленным свидетельством вторжения царской власти в область внутрицерковных отношений. При этом из ведения патриаршего местоблюстительства были изъяты все финансово-хозяйственные дела и многие судебные вопросы, переданные в 1701 г. Монастырскому приказу.

Реформы Петра I в сфере церковного управления не могли не вызвать сопротивления церковной верхушки. Примкнувший к недовольным Стефан обличал царя за протестантские симпатии и резко высказывался против подчинения Церкви государству. Обличению протестантства и защите теории двух властей, т.е. гражданской и духовной, был посвящен объемный труд Яворского «Камень веры», запрещенный царем к опубликованию. Расследование в 1717–1718 гг. «дела царевича Алексея», в котором оказались замешаны видные архиереи, подтолкнуло Петра к более радикальным реформаторским действиям в отношении Церкви.

 



 
PR-CY.ru