Тема 10. Взаимоотношения Церкви и государства в России в XVIII–XX вв. - Страница 14

Вместе с тем государственной власти предписывалось охранять свободу критики и борьбы религиозных миросозерцаний от разного рода стесняющего их насилия, но не вмешиваться в решение религиозных вопросов и не обязывать граждан к принятию тех течений, которые представляются ей правильными.

Таким образом, совместными усилиями разновекторных общественно-политических сил были сформулированы базовые принципы новой, либеральной модели государственно-вероисповедных отношений. В соответствии с ними религия признавалась частным делом граждан, на которое не должно распространяться вмешательство государства, и провозглашалась свобода религии как полное невмешательство государства в область религии, полное разграничение интересов Церкви и государства.

После Февральской революции 1917 г. эти принципы пыталось реализовать Временное правительство. Свержение монархии оживило общественно-религиозную мысль, дав обществу надежды на кардинальное реформирование сферы государственно-вероисповедных отношений. Занявший место обер-прокурора Синода князь В. Львов от лица новой, революционной власти провозгласил в качестве ближайшей задачи раскрепощение Церкви через созыв Поместного Собора. Приверженность либеральным идеалам подтвердили постановления Временного правительства от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», декрет от 14 июля 1917 г. «О свободе совести» и другие вероисповедные законы.

На волне Февральской революции группа петроградских священников инициировала создание Союза демократического духовенства и мирян во главе с протоиереем А. Введенским, сыгравшим в дальнейшем ведущую роль в обновленческом расколе Русской Православной Церкви. Обновленческое движение затронуло не только православную Церковь, но и другие конфессии.

Таким образом, свержение монархии и возникшая в стране атмосфера ожидания скорых демократических перемен дали импульс обновлению религиозной жизни на всем ареале российской цивилизации. В обществе шел стихийный поиск новой, более совершенной модели вероисповедной политики, конструируемой на либеральных принципах буржуазных свобод, но и не отрицавшей национально-духовное значение и историко-культурную роль традиционных вероисповеданий. 25 июля 1917 г. новым обер-прокурором был назначен известный историк Русской Церкви А.В. Карташев, но вскоре сам Синод был упразднен и вошел вместе с Департаментом духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел в состав созданного Министерства вероисповеданий. В атмосфере охвативших общество революционных настроений 15 августа в Успенском соборе Московского Кремля начал работу Поместный Собор, остро поставивший вопрос о восстановлении патриаршества. Несмотря на то, что некоторые члены выступили за сохранение синодальной системы, большинство склонилось к необходимости возглавления Церкви первым епископом в лице патриарха. После длительного обсуждения тайным голосованием были избраны три кандидатуры, из которых по жребию 5 ноября 1917 г. патриархом стал митрополит Московский Тихон (Белавин).

 



 
PR-CY.ru