ЛОТ - Страница 9

Тот же набор композиций повторяется на иконах Святой Троицы в более поздних памятниках, особенно на иконах работы мастеров Палеха XIX в. Девять сцен, иллюстрирующих историю гибели Содома и Гоморры, включены в роспись на южной стенах четверика Троицкого собора Ипатиевского монастыря (1684 г., артель Гурия Никитина и Силы Савина); среди редких – «Лот предупреждает своих зятьёв об истреблении Содома». Наиболее полный цикл композиций, повествующих об истории Лота, сохранился в Лицевом летописном своде 1570 гг. (Исторический музей) – 19 сцен, которые начинаются с прихода праотца Авраама с племянником в Египет. Подобно древним мозаикам Санта-Мария-Маджоре, в нескольких сценах показано разделение Авраама и Лота, связаны явления ангелов обоим праотцам. Приход жителей Содома к дому Лота показан в нескольких сценах, число содомлян растёт, среди них появляются дети, увещевающий Лота указывает на свой дом, в проёме окна видны плачущие дочери Лота, которыми отец предлагает пожертвовать. Выразительна отрицательная характеристика содомлян: их профили имеют подобия бесовских личин, они поднимают руки в непотребных движениях, высовывают языки, размахивают палками. В следующей сцене ангелы уводят Лота, а нападавшие на его дом повержены, на их изображения миниатюрист накладывает сетку из красных длинных штрихов. Наиболее сложной оказывается сцена гибели Содома от небесного огня, свидетельницей которой становится превратившаяся в соляную статую жена Лота. Горки внезапно обрываются, открывая вид на уходящий в пучину город со множеством разрушенных зданий, и с мёртвыми телами, сверху из небесного сегмента изливаются потоки огня, рядом с ними летят ангелы, указующие на небеса. Фигура жены Лота с поднятыми руками повторяется в других иконных композициях на этот сюжет и в произведениях шитья. Ещё раз гибнущий город показан на миниатюре с Лотом, взирающим с горы на пожар. В нескольких миниатюрах рассказана последующая история Лота, его дочерей, а также происхождения от них двух колен, моавитян и аммонитян. Изображение Лота представлено в праотеческом ряду некоторых русских высоких иконостасов, поясной образ – на иконах из Сахалинского областного музея и из Богоявленского храма села Ошевенского Каргопольского района Архангельской области (конец XVIII в., артель Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского, поновления XIX в.). Образ Лота исследователи встречают среди изображений праотцев в росписи храмов. Например, в Троицком соборе Ипатиевского монастыря (1684 г.) полуфигура праотца в медальоне помещена в северо-западном куполе, в простенке между южным и западным окнами барабана, в зоне между праотцами Товией и Еносом; в церкви великомученика Димитрия Солунского в Ярославле работы ярославских мастеров под руководством Дмитрия Григорьева (1686 г., поновления 1859 г.) – в северо-западной части барабана (сохранилась нижняя часть фигуры). Отдельные сюжеты истории Лота исследователи встречают в памятниках прикладного искусства. Например, с посещением ангелами Лота исследователи связывают сюжет резной раскрашенной иконы XVIII в. из частного собрания. В верхней зоне представлены два конных ангела, длинными копьями они пронзают жителей города, изображённых в поверженных позах внизу.



 
PR-CY.ru