ЛОТ - Страница 7

Две миниатюры сохранившегося во фрагментах лондонской рукописи книги «Бытие» так называемого Коттоновского Генезиса (Константинополь, рубеж V и VI вв.) связаны с историей этого праотца: Лот встречает ангелов у ворот своего дома, и содомляне осаждают дом Лота, чтобы тот выдал им своих гостей; Лот – средовек с тёмными вьющимися волосами и клиновидной бородой. В «Венском Генезисе» (VI в.) одна из миниатюр связана с текстом о вызволении Лота из плена, однако в ней акцентирована встреча Авраама с Мелхиседеком (показаны дважды), фигура Лота не просматривается (рука Авраама указывает на семейство Лота и его стада). На следующей миниатюре в двух эпизодах проиллюстрированы бегство Лота и его семейства из Содома и уничтожение города огнём. Художник изобразил вместе с Лотом восемь фигур, выведенных ангелами за стены города; затем фигур, удаляющихся из горящего Содома, остаётся семь: шествовавшая впереди жена Лота показана последней в виде одиноко стоящей белесой фигурки без лика. Замыкает историю Лота сцена с дочерьми, они дважды подходят к отцу, поднося ему чашу с вином. Пещера, при входе в которую стоит колонна, обозначена лещадками, на них устроено ложе Лота. В «Пятикнижии Ашбернема» (Рим, VI в.) история Лота подробно представлена на листовой миниатюре в сценах, читаемых снизу вверх: сон Лота, освобождение Лота из плена, беседа Лота с Авраамом, исход с малолетними дочерьми из Содома, Лот наблюдает истребление Содома и Гоморры, Лот в пещере с дочерьми принимает от них чашу с вином. Одежды праотца составляют короткая, до колен, туника, из-под которой видны штаны, и плащ. На маргинальных миниатюрах рукописи «Sacra Parallela» Иоанна Дамаскина (первая половина IX в.) изображены пребывание ангелов в доме у Лота – праотец стоит у ворот дома, раскинув руки, таким образом преграждая путь содомлянам, и бегство из Содома (с соляной фигурой жены Лота); в обеих сценах – вверху десница Божия: в первой – благословляющая, во второй – изводящая огонь на город. В мозаичной декорации на западной стене нефа кафедрального собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, остров Сицилия (между 1183 и 1189 гг.), с историей Лота связаны две сцены. В первой представлены ангелы в доме Лота и он сам, выходящий из дома к жителям Содома, требующим выдать его гостей на поругание. В следующей – Содом гибнет (изображены символы бедствия – сполохи огня, разрушенные здания и множество черепов), Лот с дочерьми убегает прочь, его жена в виде белой фигуры застыла соляным столпом. На мозаиках так называемого купола Авраама (северного купола в нартексе) собора Сан-Марко в Венеции (1215–1280 гг.) Лот изображён в связи с вызволением из плена совсем молодым, едущим со слугой по левую руку от Авраама. Исследователи отмечают, что образ Лота вне сцен библейского повествования чрезвычайно редок, но он помогает сохранить связь с предысторией Боговоплощения и родословием Спасителя.

 



 
PR-CY.ru