ЛОТ - Страница 3

В то же время Ориген осуждает поступок дочерей Лота и подчёркивает, что они, руководствуясь лишь плотскими помышлениями, «лишают своего отца разума и усыпляют его вином, то есть окутывают и затемняют духовное зрение и домогаются от него исключительно плотского». Он также находит основания для извинения поведения Лота, который не собирался посягать на целомудрие дочерей, а попал в их ловушку, находясь в беспомощном состоянии (см.: Быт. 19:35). Ориген считал Лота лишь частично виновным и, прежде всего, в сильном пристрастии к вину, так что «пьянство соблазнило того, кого не смог соблазнить Содом». Подобным образом и Иоанн Златоуст оправдывает поступок Лота, который, по его мнению, тот совершил неосознанно, «позволив напоить себя из-за душевной скорби». В то же время Иероним Стридонский писал, что поведение дочерей не извиняет отца: Лот виноват в своём поступке, поскольку, видя благодеяния Божьи к себе, побоялся остаться в Сигоре, который Господь обещал не разрушать, и по малодушию убежал в горы. Превратившаяся в соляной столп жена Лота довольно рано в христианской традиции стала рассматриваться в качестве символа того, что все, вступившие на путь добродетели, «не должны снова возвращаться к дьяволу и миру, от которых отреклись и избавились», и наглядной иллюстрацией евангельских слов о том, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9:62; ср.: Лк. 17:31–32). Этот инцидент получает в трудах отдельных авторов символическую интерпретацию, указывая таким образом на «церковь, которая есть соль земли, осталась в пределах земли и подвержена человеческому». Климент Александрийский видел иносказательно суть этого образа в том, чтобы «приправить и подсолить того, кто обладает способностью духовного видения». Ориген писал, что соль символизирует благоразумие, которого жене Лота недоставало. В кумранском тексте «Апокриф на Книгу Бытие» содержится пересказ библейской истории о Лоте, дополненный новыми подробностями: во время пребывания в Египте Лот выступает посредником в переговорах между Авраамом и фараоном, поражённым тяжкой болезнью из-за похищения Сарры. Также более подробно, чем в Библии, пересказана история пленения и освобождения Лота Авраамом, который, прежде чем пойти в бой, плачет о своём племяннике, попавшем в беду. В ветхозаветном апокрифе «Книга Юбилеев» от лица ангелов говорится о спасении ими Лота из Содома благодаря тому, что Господь вспомнил об Аврааме. Грех же Лота с дочерьми получает суровое осуждение: подобного ему «не было на земле от Адама до сего времени». За это преступление на небесных скрижалях начертано, что семя Лота будет истреблено, так что до Судного дня не останется его на земле (Юб. 16:8–9).

 



 
PR-CY.ru