ЛОТ - Страница 8

Фигура праотца написана на своде арки у алтаря церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1335–1350 гг.). Лот – в античных одеждах, лиловая туника с клавом на правом плече, светло-оливковый гиматий, с седыми локонами, с бородой, разделённой на две пряди, в левой руке свеча, правая перед грудью. Лот рядом с праведными Иосифом, Манассией, Иовом написан в северо-восточной части (на внешней стороне арки между северо-восточной лопаткой у алтаря и северо-восточной колонной) парекклисиона во имя Николая Чудотворца, южного придела кафоликона Великой Лавры (1559/1560 гг., мастер Франгос Кателанос). В русской традиции историб спасения Лота исследователи встречают в так называемых циклах ангельских деяний. Впервые последовательность сюжетов, связанных с явлением ангелов в Ветхом Завете, отмечается в композициях на южных вратах собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, выполненных в технике «золотой наводки» по меди (конец XII – первая треть XIII вв.). Из 28 клейм три относятся к истории Лота (клейма расположены не последовательно друг за другом). В клейме 14 представлено явление трёх ангелов. Лот – муж с длинными вьющимися волосами, клиновидной бородой – коленопреклонённо встречает ангелов у входа в свой дом, который обозначен уходящей вглубь помещения лестницей. В клейме 18 отражено пребывание ангелов в доме Лота: праотец стоит у порога, перед ним содомляне, в стенах жилища – ангелы и две девицы – дочери Лота. Объяснение изображению трёх, а не двух ангелов, как следует из текста Библии, содержится в надписи к 14-му клейму: «Архангелъ Господень явися с инема двема ангелома Лотови да избегнет от Содома». В клейме 19 помещён сюжет с истреблением жителей Содома и Гоморры. Клеймо с композицией, объединившей гибель Содома, превращение жены Лота в соляной столп (в виде белой фигуры) и изображение убегающих в скалы Лота с двумя маленькими дочерьми, вошло в цикл деяний архангела Михаила на иконе с его образом и клеймами деяний – храмовой иконе Архангельского собора Московского Кремля (около 1400 г.). Исследователи отмечают, что в более поздних повторениях сюжет об истреблении Содома может быть представлен без участия Лота, как, например, в клейме на иконе «Архангел Михаил, с клеймами деяний» из Лальска (конец XVI – XVII вв., Центральный музей имени Андрея Рублёва). Во второй половине XVI в. на иконах Святой. Троицы (так называемой ветхозаветной) появляются сцены с изображением явления ангелов Лоту, известные как «Хождения Святой Троицы» или «Святая Троица в Бытии». Центральную композицию «Гостеприимство Авраама» дополняют клейма, где иллюстрируется история выведения семьи Лота из Содома: например, три клейма на иконе, написанной для сольвычегодского Благовещенского собора (1580 гг., Сольвычегодский историко-художественный музей), – третий ангел отмечен нимбом с «софийной» символикой; два – на шитой пелене из костромского Ипатиевского монастыря, вложенной в монастырь по заказу боярина Дмитрия Ивановича Годунова (мастерская Стефаниды Годуновой, Москва, 1592 г.; Государственные музей Московского Кремля); девять – на внешней стороне створок к иконе Святой Троицы 1595 г., вложенной в Ипатиевский монастырь тем же боярином.

 



 
PR-CY.ru