ЛОТ - Страница 6

В «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730–1733 гг.) упоминание о Лоте исследователи встречают в связи с историей Авраама, который, «победив царя Ходоллогомора [очевидно, Кедорлаомера] и союзников его, освобождает племянника своего Лота» (Быт. 14:14–16). Посреди батальной сцены, где «воины преследуют воинов и царей и поражают их», представлен вооружённый Авраам, который держит за руку Лота, «а позади видны кони, овцы и волы». Историю истребления Содома и Гоморры «Ерминия» предписывает изображать следующим образом: «Три ангела смотрят вниз с облаков, из коих дождём льётся пламень. Внизу горят разрушенные дома, и в них лежат мёртвые люди. А вдали Лот и две дочери его бегут по горе: позади их Лотова жена, белая как соль, озирается назад». Русский иконописный подлинник сводной редакции (XVIII в.) Сергея Тихоновича Большакова упоминает Лота в части «Подлинник святым праотцем, как их писать», отражая сложившуюся к концу XVI в. традицию размещения икон в русских высоких иконостасах праотеческого ряда; имя Лота в подлиннике приведено между именами праотцев Иакова и Сифа; он «сед, власы малы, брада велика седа, что Григория Нисского, верх риза празелень, испод багор, в свитке пишет “Изведе мя Господь из Содому и спасе мя”». Одно из ранних сохранившихся изображений Лота представлено на рельефе саркофага из церкви Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура (около 340 г.) в сцене бегства его семьи из Содома. Образ Лота здесь имеет черты, которые впоследствии станут традиционными и будут встречаться в памятниках византийского круга. Это муж средних лет с густыми волосами и короткой окладистой бородой, облачён в тунику и паллиум, изображён в динамичной позе, устремлённым вперёд. Он увлекает за собой едва успевающих за ним маленьких дочерей, крепко держа их за руки. Слева находится чуть отставшая жена, левой рукой она касается плеча супруга, но уже обращена назад. Эта же сцена изображена в росписи кубикула B (кубикул Праотцев) гипогея на Виа-Дино-Компаньи в Риме (между серединой и концом IV в.). Образ Лота в ранних памятниках монументальной живописи фигурирует также в ветхозаветных циклах в связи с историей праотца Авраама. Так, на мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440 гг.), где подробно изложена история патриарха Авраама, представлена сцена из Быт. 13:2–12 – отселение семьи Лота от семьи Авраама: две расположенные рядом группы расходятся влево (семейство Авраама) и вправо (семейство Лота), позади слуги, рядом с Лотом фигурки маленьких дочерей, супружеские пары обмениваются выразительными взглядами; внизу изображены пастухи с разведёнными в разные стороны стадами. Возрастная и типологическая характеристики Авраама и его племянника здесь близки. Оба средних лет, крепкого телосложения, светлые (седые) волосы едва прикрывают уши, борода короткая, окладистая. Исследователям известны изображения Лота и в древнейших иллюминированных рукописях книги «Бытие».

 



 
PR-CY.ru