ЛОТ - Страница 4

В «Откровении Павла» (IV–V вв.) апостол Павел в раю среди множества ветхозаветных праведников встречает Лота – человека с прекрасным лицом, который, кратко пересказав историю спасения вестников в Содоме и благословив Павла, завершает своё приветствие наставлением о том, что нам следует, имея веру, понимать: за любой поступок Бог воздаст гораздо больше тому, кто придёт к Нему. В славянском апокрифическом «Слове о крестном древе» (XIV–XVI вв.) в фантастическом ключе изображено покаяние Лота, который по повелению Авраама берёт три горящие в райском огне головни, после чего трижды в день носит в своих устах воду и поливает их. Когда головни дали ростки, из них выросло древо, на котором впоследствии был распят благоразумный разбойник. Согласно Иосифу Флавию, Авраам, «страдая от отсутствия собственного ребёнка, усыновил Лота». Об усыновлении Лота ничего не сказано в раввинистической литературе. Тем не менее, такая практика была на Ближнем Востоке, и о ней хорошо знала целевая аудитория Иосифа Флавия. Однако Иосиф Флавий не развивает тему усыновления Лота и не соотносит её с последующим рождением у Авраама Измаила и Исаака. Cогласно Иосифу Флавию, причиной, по которой Лот попал в плен, является то, что он был союзником содомитов в их сражении против Кедорлаомера. Он также отмечает, что сам видел сохранившийся до его времени соляной столп, в который была превращена жена Лота. Не оценивая поступок дочерей Лота, Иосиф Флавий отмечал, что они стремились к тому, чтобы человеческий род не прекратил своего существования. В аллегорической интерпретации Филона Александрийского образ Лота носит, скорее, отрицательный характер: он человек, «унесённый в сторону от [верного пути] из-за слабости души», а его потомство, порождённое от пьяной и обезумевшей души, символизирует тех, кто считают себя, а не Бога творцом всякой вещи. Имя Лот Филон Александрийский истолковывает как «уклонение» ума от блага ко злу, а его самого уподобляет кораблю в бушующем море. В раввинистической традиции сформировались разные оценки личности Лота, зачастую негативные. В то же время, согласно отдельным еврейским комментаторам, Авраам, вопрошая Господа, «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт. 18:23b), под праведником подразумевал именно Лота. После того как Лот покинул Авраама, от него отступил Господь. В этом же трактате объясняется и причина, по которой Лот выбрал Содом местом своего поселения: он сам был похотлив, и его склонность к плотским страстям отразилась на дочерях. Кроме того, опьянение Лота Талмуд определяет как состояние, характеризующееся полной невменяемостью. Согласно иудейскому преданию, у Лота было четыре дочери, две из которых вместе с женихами погибли в Содоме. Поскольку жена Лота беспокоилась за судьбу оставшихся в порочном городе дочерей, то она оглянулась и, увидев Шехину (евр. – «присутствие [Божие]»), превратилась в соляной столп. Также Лот осуждался за то, что согрешил со своими дочерьми, особенно он виновен в том, что позволил себя во второй раз напоить и переспал с младшей дочерью. Однако намерение его детей признавалось почётным. Согласно комментарию Раши (XI в.), Лот был назначен содомлянами судьёй над ними; отказ же Лота спасаться «на горе» (Быт. 19:19) означает его нежелание обнаружить свою греховность в сравнении с праведным Авраамом.

 



 
PR-CY.ru