ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 9

Палестинской литургической традиции долгое время придерживались иудейские общины Византийской империи, у которых постепенно сформировался собственный обряд (так называемые романиоты). Их отличало частичное использование греческого языка в богослужении. В результате политических изменений в регионе и массовых миграций еврейских общин из других стран «византийский обряд» пришёл в упадок. Однако в XVI в. успели выйти четыре издания «Махзора Романия». Тексты этого обряда сохранились также в богослужебных книгах иудейских общин острова Керкира (Корфу) и Крыма. В Италии, по мнению исследователей, в VIII–IX вв. на основе палестинской традиции сформировался «римский обряд» (нуссах италки), в свою очередь, оказавший влияние на богослужение общин германских земель. Ранний вариант этого обряда зафиксирован в «Седере Хиббур Берахот» («Собрание благословений»), составленном, по мнению исследователей, Менахемом бен Шломо (XII в.). Он содержит чинопоследования годового цикла (кроме служб на Рош ха-Шана, Йом Киппур и Суккот), правила соблюдения субботы и праздников, описание местных обычаев. Молитвенник «римского обряда» («Махзор бней Рома») стал первой иудейской литургической книгой, изданной типографским способом (вышла в типографии Сончино в 1486 г. под названием «Сидурелло» («маленький Сиддур»), поскольку имела маленький, карманный формат). В Новое время в результате миграции «римский обряд» использовался также в общинах Фессалоники, Константинополя и Иерусалима. Вавилонская литургическая традиция была перенесена в Испанию, где вытеснила более древнюю традицию, уходящую корнями в вестготскую эпоху и, по мнению исследователей, близкую к другим древним традициям – провансальской и итальянской. На её основе сформировался сефардский обряд (Сефарад – с VIII в. еврейское название Пиренейского полуострова). Детальное описание ранней сефардской традиции в 1339/1340 г. составил Давид бен Йосеф Абудархам (Абудрахим, Абудирхам) из Севильи. Локальные различия сохранялись в Испании до изгнания евреев в 1492 г. (в частности, богослужение общин Галисии и Каталонии отличалось от богослужения общин Кастилии, которое позже стало доминирующим). Сефардская традиция распространилась в Северной Африке. В XII в. «Сиддур» составил Шломо бен Натан из Сиджильмасы (современное Марокко). В Египте, который изначально следовал палестинской традиции, произошло смешение нескольких обрядов. Попытку упорядочить богослужение предпринял Маймонид, стремившийся приблизить его к традиции Саадии Гаона как к наиболее чистой и рациональной (хотя в ряде случаев его точка зрения отличалась от мнения Саадии Гаона. Молитвенник Маймонида (с его собственноручными пометками) сохранился в рукописи. Отредактированные Маймонидом книги использовались в общинах Йемена. Персидский (иранский) обряд следовал в основном «Сиддуру» Саадии Гаона. Ашкеназская традиция (Ашкеназ – средневековое еврейское название германских земель, распространённое на все европейские общины иудеев) была представлена несколькими локальными вариантами.

 



 
PR-CY.ru