ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 6

В IV–VII вв. формируются палестинская и вавилонская традиции иудейского богослужения. Различия между ними затрагивали фундаментальные аспекты богослужения: лекционарную систему, порядок и содержание основных молитв, гимнографию, календарь и литургический год. Расхождения с палестинской практикой отмечаются уже в Вавилонском Талмуде. В VIII в. они были обобщены в сочинении «Различия в обычаях между сынами Вавилона (или Востока) и сынами земли Израиля». Так, в вавилонских общинах ежедневная молитва «Шма» читалась стоя, в палестинских – сидя. При чтении благословения после хафтарот (отрывка из книг Пророков) в вавилонских общинах, наоборот, оставались сидеть, а в палестинских вставали. В Вавилонии старцы в синагогах сидели лицом к общине, а в Палестине – лицом к ковчегу, как и вся община. В вавилонских общинах было принято читать молитву «Амида» про себя, тогда как в палестинских она читалась вслух. В Вавилонии и Палестине различались благословения после «Шма». «Амида» в Палестине состояла из 18 благословений, а в Вавилонии – из 19, при этом заключительные благословения различались. Благословение субботы в составе «Амиды» в Вавилонии включало слова «Тот, Кто освящает субботу», а в Палестине – «Тот, Кто освящает Израиль и субботу». Если среди членов общины не было потомков священников, в Вавилонии священническое благословение читалось тем, кто возглавляет молитву, а в Палестине оно опускалось. В Йом Киппур священники в Вавилонии произносили благословение трижды, а в Палестине – четыре раза. Тора в Вавилонии прочитывалась в течение года, а в Палестине – в течение трёх лет. В палестинской традиции очень рано стали использоваться пиюты и сборники проповедей. В целом палестинское богослужение отличалось бóльшим разнообразием (обилием дополнительных вставок в молитвы, библейских стихов, псалмов и т.д.). Таргумы Палестины и Вавилонии различались. В 1898 г. Ш. Шехтер опубликовал первый аутентичный литургический текст палестинской традиции, обнаруженный им в Каирской генизе. С тех пор было издано множество фрагментов палестинского богослужения. Одной из наиболее важных находок стал Махзор Янная, сохранившийся в рукописи XI в., но составленный, как полагают исследователи, в VII в.

 



 
PR-CY.ru