ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 8

Сравнение европейских рукописей с данными Каирской генизы показало исследователям, что текст этого «Сиддура» многократно интерполировался, его дополняли, исправляли. Ранняя редакция «Сиддура» включала: службы суточного круга (Шахарит, маамадот (пиюты), Минха, Маарив (без «Амиды»), вечернюю «Шма», селихот понедельника и четверга, молитвы субботы), чинопоследования для Новомесячий, постов, Ханукки, Пурима, Песаха, Пасхальную аггаду, чинопоследования в Пост 9 ава, Рош ха-Шана, Йом Киппур, Суккот, чин установления эрува (символа, указывающего на то, что на данной территории разрешены некоторые действия, запрещённые в субботу в публичном пространстве), чины обрезания, брака, молитвы для путешествующих и на разные случаи, чины траура, молитвы селихот перед Рош ха-Шана, гимны йоцерот на Рош ха-Шана и Йом Киппур. Исследователи полагают, что появление «Сиддура» рав Амрама было не случайным, но явилось частью начавшегося в Вавилонии процесса унификации и кодификации богослужения. Стремление вавилонского центра к доминированию над иудейскими общинами других стран выражалось в издании множества респонсов, в том числе по вопросам богослужения. Дальнейшее развитие вавилонской традиции было связано с борьбой против караимов, выступавших помимо прочего против небиблейских традиций в богослужении, и с полемикой с палестинскими общинами. В 921 г. произошёл конфликт между палестинскими и вавилонскими раввинами по поводу объявления даты Песаха на 922 г. Хотя формально с давних пор правом регулировать календарь обладал глава палестинской академии, вавилонские раввины сумели убедить большинство общин в правильности своей календарной системы. Большую роль в этом сыграл Саадия Гаон. Добившись победы над лидерами палестинских общин и завоевав авторитет в Вавилонии, он впоследствии попытался примирить обе традиции. С целью систематизировать литургический материал и дать ему объяснение он составил собственный «Сиддур» с рубриками на арабском языке. Поскольку этот «Сиддур» предназначался, скорее, как полагают исследователи, для изучения, чем для практического использования, за пределами арабоязычного мира он остался почти неизвестен. Весьма показательным исследователи считают отношение Саадии Гаона к пиюту. Корпус вавилонской гимнографии был небольшим, поэтому Саадия Гаон решил использовать палестинскую гимнографию. При этом он отбирал только те гимны, которые были популярными, и авторы которых были известны. Анонимные же пиюты он отвергал и заменял гимнами собственного сочинения. Хотя борьба двух традиций закончилась победой вавилонской, до XII в. почти в каждом крупном городе Египта, Сирии и Палестины обе традиции сосуществовали. В дальнейшем общины палестинской традиции исчезли, вавилонские академии пришли в упадок и перестали оказывать влияние на развитие иудейского богослужения.

 



 
PR-CY.ru