ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 3

Одним из источников формирования богослужения раввинистической традиции исследователи называют богослужение Иерусалимского храма. Хотя в период Второго храма оно оставалось преимущественно ритуальным – центральным элементом были жертвоприношения животных (см. ст. Ветхозаветное богослужение), большое значение стали приобретать и молитвы. В книгах Ветхого Завета исследователи встречают много молитв: продолжительных молений (например, 3 Цар. 8:15–21, 23–61), благословений на принесение первых плодов (Втор. 26:5–10) и на отделение десятины (Втор. 26:13–15), кратких благословений (Числ. 12:13; Исх. 18:10; 1 Цар. 1:11), как индивидуального, так и общинного характера, которые могли использоваться на практике или служить образцами для составления новых молитв в период Второго храма. Исследователям известны и священнические (левитские) молитвословия, например, серии прошений при жертвоприношении (2 Макк. 1:23–30), славословия левитов на «возвышенном месте» (Неем. 9:4–38). Эти данные не противоречат сообщению автора «Послания Аристея» о том, что жертвоприношения в храме проходили в полной тишине: молитвы были необязательными для того, чтобы жертвоприношение состоялось (поскольку оно имело ценность само по себе), но могли присоединяться к нему (ср.: Сир. 50:16–21). Ежедневные храмовые службы описываются в трактате «Мишны» «Тамид». Наряду с описанием подготовки и проведения жертвоприношения в нём приводятся молитвенное чинопоследование, регулярно совершавшееся священниками, и чин левитского псалмопения. Исследователям известно, что в период Второго храма священники и левиты были разделены на череды (1 Пар. 24–26; 2 Пар. 8:14; Неем. 12:45–46; ср.: Неем. 10:1–8; 12:12–21), которые сменяли друг друга еженедельно (Иосиф Флавий упоминает только четыре череды; исследователи полагают, что расхождение связано с тем, что их количество в разные периоды различалось, и было зафиксировано постепенно). В праздники, связанные с паломничеством в Иерусалим, все 24 череды служили одновременно. У каждой череды были своё кольцо для закрепления жертвенного животного и своя ниша для облачений. Каждая череда делилась на множество «домов» или «семейств». Большое значение придавали мишмарот кумраниты, ожидавшие очищения храма и восстановления чистого священства. В кумранских свитках сохранились несколько календарных фрагментов, в которых приводятся списки черед, или события датируются с указанием на череду. Хотя мишмарот, по мнению исследователей, исчезли после разрушения храма, традиция вспоминать о них во время богослужения сохранялась как у раввинов (в пиютах, в виде табличек на стенах синагог), так и у караимов (посвящение каждой субботы той или иной череде). Согласно Мишне, чередам священников и левитов соответствовали череды благочестивых «израильтян» (евр. – стояния), представлявшие весь Израиль.

 



 
PR-CY.ru