ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

Этот подход позволил исследователям выявить внутреннюю логику в построении древних молитв, идентифицировать архаичные структуры внутри средневековых чинопоследований и т.д. Слабой стороной этого метода было то, что исследователи оперировали абстрактными категориями (тип молитвы, структурный элемент и т.п.), тогда как фактический материал показывает, что «чистых» типов или жанров молитв и гимнов в древности не существовало, а структурные элементы могли сочетаться в самых разных комбинациях. Кроме того, этот метод плохо учитывает многообразие течений внутри иудаизма периода Второго храма. До начала 1990 гг. исследователи иудейского богослужения почти не привлекали кумранские свитки (исключение составляют работы Ш. Тальмона и Давида Флуссера). Огромное значение этих находок, по мнению исследователей, заключается в том, что впервые учёные получили подлинные литургические и гимнографические тексты, датируемые II в. до н.э. – I в. н.э., прежде были известны лишь «литературные» варианты молитв и гимнов в составе девтероканонических и апокрифических книг (в отношении которых всегда существовало сомнение в том, что они использовались на практике в реальном богослужении). Хотя кумранские свитки имеют «сектантское» происхождение, они отражают общие для иудаизма Второго храма тенденции развития богослужения: значительная часть литургических текстов не содержит следов свойственного кумранитам богословия и, по мнению исследователей, является наследием периода, предшествующего разрыву кумранитов с иерусалимским священством. Анализ этих рукописей показал исследователям, что практика регулярного чтения установленных молитв (как суточного, так и годового цикла) существовала в иудейской традиции уже во II в. до н.э., хотя тексты молитв ещё были подвижны и, по мнению исследователей, различались в разных общинах. Эти молитвы содержали формулы, заимствованные из библейских книг, но были в значительной мере ориентированы на актуальные темы (в том числе религиозно-политические) и реальные нужды молящихся. Полученные данные позволили современным исследователям сделать вывод о том, что иудейское богослужение развивалось не линейно, а по разным траекториям, раввинистическая же традиция формировалась на основе соединения нескольких предшествующих традиций – храмового богослужения, синагогальной традиции, богослужения «пиетистских» общин, домашних обрядов и молитвословий периода Второго храма (С. Рейф, Лоуренс Шиффман, Лоуренс А. Хоффман, И.Д. Та-Шма, К. Ньюсом, Б. Ницан, Э. Хазон, Дж. Давила, Д.К. Фальк и др.).

 



 
PR-CY.ru