«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» - Страница 8

Третья песнь отличается от других по форме и содержанию. В ней используется тройной акростих – каждая строка трёхстишия начинается с одной буквы алфавита. В третьей песни как в композиционном центре «Плача Иеремии» выражена главная мысль произведения. Автор говорит о своих страданиях от первого лица: «Я – человек, испытавший горе от жезла гнева Его». Только в стихах 40–47 речь идёт уже от первого лица множестенного числа. Вопрос об идентичности автора этой части «Плача Иеремии» остаётся дискуссионным. Традиционный ответ на него – это пророк Иеремия. Современные библеисты рассматривают эти слова как речь «коллективной личности», народа, персонифицированного Сиона. В начале песни пророк говорит о страданиях, выпавших на его долю. Он обращался к Богу с молитвой, но не был услышан. Господь подстерегал его, подобно хищному зверю, подобно неприятелю, поражал его стрелами. Страдалец стал посмешищем для всего народа. Он готов был отчаяться, но мысль о Господе вселяет в него надежду: он верит в неистощимое милосердие Божье, ибо Господь всегда был его уделом. Он сознаёт, что бедствия посылаются людям за грехи. Пророк увещевает народ «исследовать пути свои и обратиться... к Богу». После описания страшной участи Израиля, «опустошения и разорения», следует плач о гибели «дщери народа». С 52-го стиха пророк вновь описывает собственные бедствия: враги изловили его, бросили в яму и закидали камнями. «Из ямы глубокой» он в молитве обращается к Богу, взывая об избавлении и о воздаянии врагам «по делам рук их». В четвёртой песни (как и во второй) исследователи выделяют две части. Вначале пророк изображает печальную участь «сынов Сиона»: тот, кто раньше благоденствовал, теперь унижен («...равноценные чистейшему золоту… сравнены с глиняною посудою...»). Народ испытывает страшный голод: «...Дети просят хлеба, и никто не подаёт им». Наказание, постигшее Иерусалим, «превышает казнь за грехи Содома». Князья народа, ранее блиставшие величием, теперь черны, и «не узнают их на улицах». Матери, обезумев от голода, поедали своих детей. Так «совершил Господь гнев Свой». Во второй части пророк говорит о причинах гибели Иерусалима: всё это случилось «за грехи лжепророков…, за беззакония священников», проливавших кровь праведников. Тщетной оказалась надежда народа на помощь союзников, которые не смогли спасти его. «Помазанник Господень», на кого надеялся народ, схвачен врагами. Даже соседний Едом перешёл на сторону врага и радовался погибели Сиона. Но близок конец наказания «дщери Сиона», и тогда Бог воздаст Едому за его беззаконие.

 



 
PR-CY.ru