«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» - Страница 4

Точный ритм «Плача Иеремии» определил немецкий библеист К. Будде. Исследователи отмечают, что сущность поэтического метра первой – четвёртой глав «Плача Иеремии» заключается в закономерном чередовании двух колонов стиха, из которых второй всегда короче первого и может состоять самое меньшее из двух слов, а первый, таким образом, – не меньше чем из трёх слов. К. Будде считал, что метрика стиха была обусловлена мелодией плачевных песней. Из 242 стихов (согласно принятому в еврейской традиции делению) первых четырёх глав «Плача Иеремии» 189 следует этой схеме, 53 отступает от неё, 32 из этих отступлений требует внесения в текст конъектур (предложены К. Будде). Сторонники этой гипотезы отмечали, что по той же метрической модели построены и другие плачевные песни Ветхого Завета (Ис. 14:4–26; Иер. 9:9–10, 18, 20, 21; Иез. 26:15–18; Ам. 5:1–2). Впоследствии гипотезу критиковали за то, что она предполагала значительное изменение оригинального текста плача. Современные библеисты называют размер стиха 3+2, используемый в ветхозаветных плачах по умершим, «размер кина» (погребальная песнь). Хотя для «Плача Иеремии» характерным является размер 3+2, как отмечал и К. Будде, исследователи встречают стихи, построенные по другим ритмическим моделям: 4+2, 3+3 и, наконец, стихи, в которых первое полустишие не длиннее, а короче второго: 2+3. Другими размерами написан плач царя Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар. 1:17–27). Всё это лишает основания вывод о том, что только размер 3+2 характерен для траурных песней. Четыре первые песни «Плача Иеремии» написаны алфавитным акростихом. Пятую песнь роднит с предыдущими лишь количество строк – 22, соответствующее числу букв еврейского алфавита. Согласно раввинистическому толкованию, пророк избрал эту форму изложения плача, чтобы показать евреям, что они нарушили закон Моисея от первой до последней буквы. Несмотря на единство формы, первые четыре песни «Плача Иеремии» различаются. Если алфавитный принцип в первой, второй и четвёртой главах соблюдён лишь в первом стихе, то в третьей главе он присутствует в каждом стихе. Есть также отличия в порядке начальных букв акростиха, что представляла загадку для исследователей, пока в середине 197 гг. не были найдены черепки, содержащие еврейский алфавит с такой «нетрадиционной» последовательностью букв. Она признаётся исследователями более архаичной, а наличие обычной алфавитной последовательности в первой песни, по мнению некоторых, свидетельствует о её принадлежности другому автору.

 



 
PR-CY.ru