«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» - Страница 6

Во второй половине XIX в. в дискуссиях о композиции «Плача Иеремии» доминировала гипотеза Георга Эвальда, согласно которой пять глав книги представляют собой пять произведений, которые вместе создают целостную драму. Центральное действие, по мнению Г. Эвальда, изображено в третьей главе, в которой чувство автора, оплакивающего судьбу Иерусалима, выражено наиболее сильно. Он близок к отчаянию, но у него появляется осознание своей греховности и необходимости покаяния. Скорбь его начинает утихать. И хотя в четвёртой песни страдалец ещё плачет, вспоминая о бедствиях, понимание заслуженности этих бедствий ослабляет скорбь, плач переходит в молитву. Против гипотезы Г. Эвальда говорит отсутствие в «Плаче Иеремии» строго продуманного плана. Анализ композиции «Плача Иеремии» связан с решением вопросов о единстве и об авторстве книги. Сторонники единства «Плача Иеремии» указывают на общность языка, стиля, основных идей произведения (Д.Р. Хиллерс), а также на единство композиции (И. Вейнберг). По мнению И. Вейнберга, «Плач Иеремии» представляет собой триптих, центром которого является третья глава, состоящая из 66 стихов, а главы 1–2 и 4–5 образуют две «боковые» части. Такое построение «вряд ли могло возникнуть при объединении изначально… самостоятельных текстов, разве только само объединение было, по существу, актом создания нового текста». Одним из доводов в пользу единства произведения исследователи считают алфавитный порядок стихов в первых четырёх песнях «Плача Иеремии». Целостность отдельных глав «Плача Иеремии» у современных исследователей не вызывает сомнений. Главная тема «Плача Иеремии» – скорбь о разрушенном в 586 г. до н.э. Иерусалиме (ср.: 4 Цар. 25:1–21; 2 Пар. 36:17–21), а также богословское осмысление ниспосланного Господом наказания. Первая песнь представляет собой серию кратких зарисовок разрушения города. В Плач 1–11 (первая половина песни) поэт описывает Иерусалим в третьем лице. Слова краткой молитвы (Плач 1:9, 11) завершают это описание и подготавливают смену субъекта, который будет вести повествование в стихе 12. В Плач 1:12–22 в роли повествователя выступает персонифицированный Иерусалим (Сион). Смена говорящего помогает рассказать о событии с разных точек зрения, постичь глубину страдания. Автор показывает, что страдает не только народ или отдельные люди, но весь град Божий. В первой половине первой песни Сион представлен в образе покинутой всеми вдовы.

 



 
PR-CY.ru