«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» - Страница 9

Пятая песнь отличается от других не только отсутствием акростиха, но и жанром – она наиболее близка к общественным плачам Пс. 44; 59; 73; 78; 82. В Вульгате и Септуагинте её предваряет надписание: «Молитва Иеремии пророка». Пророк просит Бога «призреть… на поругание» Израиля. Народ лишился собственности и вынужден покупать даже воду для питья. Бедствие, постигшее Сион, есть наказание за грехи многих поколений. Тяжело сносить оскорбления от надменных победителей, однако ещё тяжелее видеть насилие и бесчестье, причиняемые ими жёнам и девам Израиля. Враги не щадят ни юного, ни старика, «прекратилась радость сердца», глаза побеждённых «померкли». В завершение «Плача Иеремии» пророк молится Богу об обращении народа к Господу и уповает на Его милость. Главная мысль, объединяющая все песни «Плача Иеремии», – причиной катастрофы, постигшей Сион, являются грехи многих поколений иудейского народа, нарушавших завет с Богом. При этом пророк не ограничивается описанием бедствий и обличением народа, но вселяет в него надежду, указывая выход из той бездны, в которую Господь попустил врагам ввергнуть Свой народ, – обратиться к Господу, «как древле». «Плач Иеремии» привлекал большое внимание экзегетов ранней церкви; многие стихи были включены в состав созданных в полемических целях иудеохристианских собраний свидетельств Священного Писания, подтверждающих истинность христианской веры, так называемых тестимоний. Богатую традицию толкования имел Плач 4:20. Иустин Философ цитирует его в форме, несколько отличной от варианта Септуагинты (LXX: «Дыхание перед лицом нашим Христос Господь»). Та же цитата встречается у Иринея Лионского. Подобное толкование есть и у Тертуллиана. Ориген также видит в этом месте ветхозаветное указание на Христа. Ориген – автор первого в раннехристианской экзегетической литературе комментария к «Плачу Иеремии», сохранившегося фрагментарно, интерпретирует текст постишно. После установления исторического смысла автор обращается к выявлению духовного: душа, созерцающая небесные тайны, попадает под власть демонов, и только Христос может освободить её. Сохранились другие раннецерковные комментарии: Феодорита Кирского, Ефрема Сирина, Олимпиодора Александрийского. Средневековые авторы составили ряд комментариев: Раббан Мавр, Пасхазий Радберт, Гвиберт Ножанский, Руперт Дойцский, Гуго Сен-Викторский. Согласно древнему Иерусалимскому лекционарию V–VIII вв., текст «Плача Иеремии» читался за богослужением в Великую пятницу, 17 января (день памяти преподобного Антония), а также на литаниях (литиях), однако постепенно вышел из употребления. В современном православном богослужении «Плач Иеремии» не используется.



 
PR-CY.ru