«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» - Страница 3

Перед падением Иерусалима Иеремия обличает иудейский народ, а после оплакивает его страдание. Исследователи, отвергающие единство книги, по-разному датируют главы «Плача Иеремии». Согласно Б. Байеру, первая глава была составлена до окончательного разрушения Иерусалима и депортации евреев (4 Цар. 25:8–12); вторая и четвёртая главы – после того, как Седекия был схвачен и отправлен в Вавилон; третья глава не содержит указаний на те или иные события; пятая глава написана последней, но не позднее издания указа Кира II 539/538 г. до н.э. (2 Пар. 36:22–23). Ряд исследователей (Д.Р. Хиллерс, Бо Джонсон, И. Вейнберг и др.) продолжают настаивать на принадлежности всех глав книги одному автору. Местом создания «Плача Иеремии» многие считают Иудею, или более точно – Иерусалим, на том основании, что описание катастрофы могло быть составлено только её свидетелем. Некоторые учёные не исключают возможности создания «Плача Иеремии» в Вавилонии. «Плач Иеремии» принадлежит к жанру плачевных песней, который развивался в Древнем Израиле из торжественного плача по умершим. Этот древний обычай описан в повествовании о смерти патриарха Иакова (Быт. 50:3, 4) и широко распространился во времена установления монархии. Так, плачи на смерть Саула и Ионафана (2 Цар. 1:17–27) и на смерть Авенира (2 Цар. 3:33–34) принадлежат царю Давиду. Пророк Иеремия составил плачевную песнь на смерть царя Иосии (2 Пар. 35:25). С течением времени поводом для создания таких песней стали общенародные бедствия (ср.: Пс. 77; 88; 142; Ам. 5:1–17; Иер. 9:10, 17; Иез. 19:1–14; 26:15–21). Возможность отнесения «Плача Иеремии» к античному жанру элегии, обсуждавшаяся в научной литературе XIX в., оспаривается. Несмотря на грустное настроение, преобладающее в книге, скорбь не становится отчаянием, автор говорит о надежде на будущее восстановление. К жанру элегии «Плач Иеремии» исследователи не могут отнести ещё и потому, что в местах, где пророк упоминает о врагах и молит об отмщении, тон плача становится гневным. Значительную часть «Плача Иеремии» составляет дидактика, что также не свойственно произведениям элегического жанра. Характерной особенностью «Плача Иеремии» исследователи считают смешение элементов жанров индивидуального и коллективного плачей. Смена говорящего даже в одной песни может происходить несколько раз. Речь ведётся либо от первого лица, персонифицированного Иерусалима, либо от автора. Обычай составлять плачевные песни был широко распространён на древнем Ближнем Востоке. В качестве параллельного материала для исследования часто привлекают месопотамские тексты, прежде всего, шумерские плачи о разрушенных городах Уре, Ниппуре, Эриду и Уруке. Сэмюэл Ноа Крамер полагал, что «Плач Иеремии» отражает традицию, «начатую в Шумере 4000 лет назад». Однако эти параллели исследователи объясняют не только влиянием месопотамской литературы, но и общностью темы – тяжёлой участью людей, оказавшихся в осаждённом городе. Библейское стихосложение является тоническим, основанным на количестве ударений в стихе (полустишии). Предположение о существовании в «Плаче Иеремии» особого элегического стиха впервые высказал английский исследователь Р. Лаут, которому принадлежит честь первооткрывателя главного художественного приёма священной поэзии – библейского параллелизма.

 



 
PR-CY.ru